Партнеры Живи добром

Бесконечная история театра имени Е. Вахтангова

Шел далекий 1913 год. Группа юных студентов и перешагнувший черту тридцати лет Вахтангов решили создать новый “Московский художественный театр”, в котором будут практиковать принципы искренности, взаимопонимания и дружеской поддержки. Впоследствии этот театр будет переименован в честь своего главы – Вахтангова, который на момент создания труппы уже был известен как один из лучших педагогов, преподававших по системе Станиславского.

Однако датой основания театра считается 1921 год, именно тогда состоялся премьерный спектакль “Чудо святого Антония” Метерлинка. В 1922 году на сцене появились первые современные пьесы.

Интересна история не только самого театра как театральной школы, но и здания, в котором он располагался. Первые представления проводились в тогдашнем особняке В.П. Берга. Особняк был разгромлен во время Великой Отечественной войны, но заново отстроен только в 1946 году архитектором Абросимовым. Визитной карточкой театра в то время была пьеса “Принцесса Турандот”, поражающая своей выразительностью и динамикой. В тот момент, когда ставили эту постановку, у Вахтангова уже была запущенная стадия рака желудка. Несмотря на это, он продолжал все контролировать и присутствовал на прогонах. Это была настоящая, удивительная по своей силе любовь к театру. Когда актеры уставали и начинали возмущаться количеству репетиций, Вахтангов предлагал им уйти, если они считали, что им сложнее, чем ему. К сожалению, до премьеры он так и не дожил.

Принцесса Турандот

После смерти Вахтангова его ученики несли его гроб от театра до Новодевичьего кладбища на руках. В этот момент Немирович-Данченко хотел объединить тогда еще студию “Московского художественного театра” со своей. Вахтанговцам пришлось настаивать на самостоятельности. Именно тогда театр и был переименован в “Государственную академическую студию имени Евгения Вахтангова”. Во времена войны и после, при Советском союзе, многие постановки не были поставлены из-за цензуры. Например, Булгаков написал специально для театра “Зойкину квартиру”, но ее не пропустили из-за очевидной общественной сатиры.

В 2011 году театр праздновал свое девяностолетие, это, во всех отношениях, знаменательная дата. Надо сказать, что юбилей был отмечен блестяще - не стали «доставать из шкафов» “Принцессу Турандот”, а поставили принципиально новый спектакль, который назывался “Пристань”. Это была постановка о театре, который исчезает, в ней участвовали многие актеры, игравшие в театре Вахтангова чуть ли не с момента его основания. В данный момент (и с 2007 года) художественным руководителем является Румис Туминас, именно с этим многие связывают возможное возрождение театра, ведь в 2011 году он стал самым посещаемым в Москве. Кроме того, режиссер создал студию, в которую лично отбирает студентов. Эта студия - одно из редких звеньев между театром и вузами.

Спектакль "Пристань"

 В Москве есть немного театров, которые могли бы похвастаться такой же богатой историей гастролей. Например, в июне труппа Вахтангова была Нью-Йорке, а в августе - в Тель-Авиве. Это все лишь маленькая толика успеха узнаваемой театральной школы, не говоря уже о многочисленных конкурсах и даже программе на телеканале «Культура».

Сейчас при театре существует музей, позволяющий соприкоснуться с культурой прошлого. Там находятся документы и фотографии, которые тщательно собирала жена Вахтангова, Надежда Михайловна. Также там можно найти афиши, ноты и негативы спектаклей. То, что мы можем увидеть на сцене этого театра, в какой-то момент обязательно станет его историей. Именно поэтому сейчас представляется прекрасная возможность к этой истории прикоснуться.


Александра Адамовская




 

Рекомендуем

Георгий Менглет. Амплуа – «живая легенда театра»
АУКЦИОН «ИСКУССТВО РАДИ ЖИЗНИ»
Вопросы без ответов («Молчание» реж. Мартин Скорсезе)
Elie Saab.Художник-самоучка
Михаил Загоскин. Первооткрыватель исторического романа
HELIOPARK Hotels & Resorts. Всероссийский Фестиваль Анимации
Неформальные модели. Расширение понятий о красоте
Живопись — предельно конкретное искусство
Модный приём: расставляем акценты в интерьере
Евгений Матвеев: «Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»