Партнеры Живи добром

Аньоло Бронзино: гений маньеризма


Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы. Родился 17 ноября 1503 года в городе Монтичелли, в Тоскане.

аньоло бронзино

Бронзино известен как один из ярчайших художников-маньеристов. В целом для этого направления, маньеризма, характерно противоречие телесного и духовного начал, природы и человека. Специфика художественного оформления выражается в напряженности поз персонажей, спиритуализме, перегруженности композиции, ломанных линиях, удлиненных или деформированных фигурах, необычном освещении и перспективе.

Становление творческого пути Аньоло Бронзино как художника (а стоит отметить, что он также занимался поэзией и даже был членом флорентийской академии) связано с именами Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо — его учителями. Бронзино и его наставник Понтормо часто работали вместе. Они, например, занимались росписью монастыря - ордена картезианцев в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло. Кроме того следствием совместного творчества можно считать создание Бронзино нескольких картин на религиозно-мифологические сюжеты, которые были написаны в духе маньеризма. Его картины на эти темы отличают сложное композиционное построение, эротизм образов, несколько искусственные позы.

Однако известность Бронзино принесли именно его портреты. Особой заслугой живописца можно считать создание парадно-аристократического портрета, с его отчужденностью, замкнутостью образа и одновременно грациозной статичностью композиционного решения. Также для такого типа портретов характерны холодный колорит, в них заметна скрупулезная работа над изображением деталей.

Начало успеха Аньоло Бронзино как портретиста связывают с созданием в 1532 году картины, на которой изображен герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере (сын герцога Франческо Мария делла Ровере, чьим придворным художником некоторое время был Бронзино).

Урбинский Гвидобальдо II

Важным периодом в творчестве живописца стало время, когда он работал художником при дворе династии Медичи во Флоренции, куда он переехал из Урбино. Здесь он оказался в кругу интеллектуальной элиты, которую возглавил герцог Козимо I Медичи. Работая при дворе, он, например, занимался оформлением праздничных и театральных декораций (один из примеров торжественных случаев, для которых Бронзино создавал украшения, — парадный въезд Элеоноры Толедской во Флоренцию в связи с бракосочетанием с Козимо I).

Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Члены семейства Медичи часто становились персонажами портретов, созданных Бронзино. Эти полотна художник создавал тщательно, уделяя внимание образам, отражающим сдержанность и аристократическое благородство.

Портрет Козимо Первого Медичи в латах, 1545 год

Элеонора Толедская с сыном

Элеонора Толедская с сыном (на этой картине герцогиня запечатлена в любимом платье, в нем же она была и похоронена). Картина создана около 1545 года.

Не только портретная живопись увлекала Бронзино. Он также писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы, а еще алтарные образы для церквей.

Одна из наиболее известных работ — «Аллегория с Венерой и Амуром» (иные варианты названия —«Триумф Венеры» и «Венера, Купидон, Безрассудство и Время»), около 1545 года.

Аллегория с Венерой и Амуром

Образы на этой работе достаточно неоднозначны. Основными мотивами можно считать похоть, зависть, ложь. Две центральные фигуры сцены — Венера и ее сын Амур. Бородатый старец в верхнем углу считается (ввиду наличия на картине песочных часов, изображенных за ним) Хроносом. Внушительный жест можно интерпретировать как препятствие для фигуры с похожим на маску лицом, размещенной в левом верхнем углу (Забвение), которая пытается спасти Венеру и Амура от кровосмешения. Старуха за спиной Амура, вероятно, представлена как метафора Ревности, хотя ее также считают символом последствий неразумной половой связи. Существо за Путто (он изображен справа от Венеры), с телом химеры и женским лицом, часто трактуется как Удовольствие и Обман (фигура протягивает Венере соты).

Пожалуй, свидетельством того, что Аньоло Бронзино был выдающейся личностью, оставившей большое творческое наследие, могут служить слова эпитафии на его могиле (похоронен во Флоренции; точная дата смерти не известна — или 1563, или 1572 год), которые гласят следующее: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…».


Камилла Керимова



 

Рекомендуем

Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
С другой стороны. Карлос Кастанеда
Фильм недели. «Иррациональный человек»
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Символ поколений. Ко дню рождения Веры Мухиной
Волшебные сыворотки. Часть вторая
Григорий Горин. Со смехом по жизни
Лучшие фильмы Леонардо ДиКаприо: поймай его, если сможешь
Коллекция "RARA AVIS" бренда DIMANEU на MBFW Russia осень-зима 17/18
Карл Фаберже: славное начало и бесславная кончина