Партнеры Живи добром

Аньоло Бронзино: гений маньеризма


Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы. Родился 17 ноября 1503 года в городе Монтичелли, в Тоскане.

аньоло бронзино

Бронзино известен как один из ярчайших художников-маньеристов. В целом для этого направления, маньеризма, характерно противоречие телесного и духовного начал, природы и человека. Специфика художественного оформления выражается в напряженности поз персонажей, спиритуализме, перегруженности композиции, ломанных линиях, удлиненных или деформированных фигурах, необычном освещении и перспективе.

Становление творческого пути Аньоло Бронзино как художника (а стоит отметить, что он также занимался поэзией и даже был членом флорентийской академии) связано с именами Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо — его учителями. Бронзино и его наставник Понтормо часто работали вместе. Они, например, занимались росписью монастыря - ордена картезианцев в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло. Кроме того следствием совместного творчества можно считать создание Бронзино нескольких картин на религиозно-мифологические сюжеты, которые были написаны в духе маньеризма. Его картины на эти темы отличают сложное композиционное построение, эротизм образов, несколько искусственные позы.

Однако известность Бронзино принесли именно его портреты. Особой заслугой живописца можно считать создание парадно-аристократического портрета, с его отчужденностью, замкнутостью образа и одновременно грациозной статичностью композиционного решения. Также для такого типа портретов характерны холодный колорит, в них заметна скрупулезная работа над изображением деталей.

Начало успеха Аньоло Бронзино как портретиста связывают с созданием в 1532 году картины, на которой изображен герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере (сын герцога Франческо Мария делла Ровере, чьим придворным художником некоторое время был Бронзино).

Урбинский Гвидобальдо II

Важным периодом в творчестве живописца стало время, когда он работал художником при дворе династии Медичи во Флоренции, куда он переехал из Урбино. Здесь он оказался в кругу интеллектуальной элиты, которую возглавил герцог Козимо I Медичи. Работая при дворе, он, например, занимался оформлением праздничных и театральных декораций (один из примеров торжественных случаев, для которых Бронзино создавал украшения, — парадный въезд Элеоноры Толедской во Флоренцию в связи с бракосочетанием с Козимо I).

Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Члены семейства Медичи часто становились персонажами портретов, созданных Бронзино. Эти полотна художник создавал тщательно, уделяя внимание образам, отражающим сдержанность и аристократическое благородство.

Портрет Козимо Первого Медичи в латах, 1545 год

Элеонора Толедская с сыном

Элеонора Толедская с сыном (на этой картине герцогиня запечатлена в любимом платье, в нем же она была и похоронена). Картина создана около 1545 года.

Не только портретная живопись увлекала Бронзино. Он также писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы, а еще алтарные образы для церквей.

Одна из наиболее известных работ — «Аллегория с Венерой и Амуром» (иные варианты названия —«Триумф Венеры» и «Венера, Купидон, Безрассудство и Время»), около 1545 года.

Аллегория с Венерой и Амуром

Образы на этой работе достаточно неоднозначны. Основными мотивами можно считать похоть, зависть, ложь. Две центральные фигуры сцены — Венера и ее сын Амур. Бородатый старец в верхнем углу считается (ввиду наличия на картине песочных часов, изображенных за ним) Хроносом. Внушительный жест можно интерпретировать как препятствие для фигуры с похожим на маску лицом, размещенной в левом верхнем углу (Забвение), которая пытается спасти Венеру и Амура от кровосмешения. Старуха за спиной Амура, вероятно, представлена как метафора Ревности, хотя ее также считают символом последствий неразумной половой связи. Существо за Путто (он изображен справа от Венеры), с телом химеры и женским лицом, часто трактуется как Удовольствие и Обман (фигура протягивает Венере соты).

Пожалуй, свидетельством того, что Аньоло Бронзино был выдающейся личностью, оставившей большое творческое наследие, могут служить слова эпитафии на его могиле (похоронен во Флоренции; точная дата смерти не известна — или 1563, или 1572 год), которые гласят следующее: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…».


Камилла Керимова



 

Рекомендуем

Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности
«Археоастрономия Майя». Премьера в планетарии
Полвека истории под именем «Маяк»
Королевское SPA от "BLUMAU"
Кино. Премьера. "Черная месса"
Василий Лановой-«Вася Сиятельство!»
«Ни одна обложка не может утешить…»
Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)
Иная реальность Вильгельма Генриха Трюбнера
Внеземные существа Тильды Суинтон