Партнеры Живи добром

Кино. Ян Шванкмайер - пражский экспериментатор


Пережить свою жизнь (2010).jpg


Ян Шванкмайер – чешский кинорежиссер, сценарист, аниматор, скульптор, один из представителей экспериментального (авангардного) кинематографа. В чем же заключается новаторство экспериментаторов? В использование средств выражения, выходящего за пределы классической киноэстетики - элементы сюрреализма, гротеска, фантастики. Творчество Шванкмайера повлияло на таких деятелей мирового киноискусства как Тим Бертон и братья Куай, а его работы сопоставимы с фантасмагориями Дэвида Линча и Луиса Бунюэля. 

Сначала режиссер снимал исключительно короткометражные фильмы, а в 1987 году вышла первая полнометражная работа «Алиса», снятая по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. Вообще, сказочный фольклор часто встречается в творчестве Шванкмайера. Следующий полнометражный фильм «Урок Фауста», который почти не имеет ничего общего с привычным гетевским «Фаустом», но тоже основан на средневековых легендах о докторе. Режиссер использует приемы кукольного театра, пластилиновой мультипликации, анимации, из чего получилась жуткая смесь сюрреалистического абсурда.

Но говоря об абсурде, нельзя не упомянуть следующую работу, снятую по мотивам чешской народной сказки «Прожорливый желудок», фильм «Полено». И главную роль в этой истории играет… полено. Обрубок дерева, который пожирал все, что попадалось ему на пути. Казалось, кто бы мог позволить деревяшке быть настолько прожорливой? Оказалось, что все началось с истории про молодую пару, у которой не было детей. Мужчине случайно попалось в руки это полено и смутно напомнило ему человеческую фигурку. К своему несчастью он додумался показать эту штуковину жене, чей воспаленный мозг, страдавший от отсутствия материнской самоотдачи, дорисовал вполне реальный образ человеческого младенца. Так и началось воспитание деревянного «ребеночка», который имел постоянное чувство голода. И если сначала такой «человечек» довольствовался литрами детского питания, то потом он перешел на кое-что покрупнее.

Если пересказывать каждый сюжет Шванкмайера не просвещенному зрителю, то можно отбить у него любое желание знакомится с творчеством этого талантливого чеха. И так сейчас немногие знают, что в Чехии, оказывается, тоже делают кино. А начинать знакомство с чешским кинематографом с прожорливого полена не рекомендуется. Вообще с Шванкмайером нужно быть аккуратнее, ведь сюрреализм в любом виде искусства – вещь малопонятная и плохо усваиваемая. А всем любителям этого парадоксального направления творчество режиссера придется по вкусу. Ведь тут и гипперреалистические иллюзии, гротеск, фантастика, а иногда и реальный ужас, сродни Эдгара По или порок и греховность не меньше чем у де Сада.

Но не только своей необычной  манерой съемки славится этот чех . Многие его короткометражные работы – реакция на общественно-политическую ситуацию социалистической Чехословакии. Частые  темы в творчестве -  манипулирования личности, страх  несвободы, всеобщий контроль, цикличность человеческой жизни. И, на первый взгляд бессмысленные и абсурдные анимации, имеют весьма прямой социально-политический подтекст. Например, фильм «Возможности диалога», победивший на Берлинском кинофестивале, рассказывает о непрерываемых человеческих взаимоотношениях - конфликтах, отношениях мужчины и женщины, непониманиях. А картина «Бармаглот», показывающая тяжелую изнанку жизни игрушек, передает атмосферу несвободы, замкнутого пространства, зависимости от кого-то неизвестного, но возвышающего над всеми.

Здесь перечислена лишь малая часть работ Яна Шванкмайера. За свою долгую творческую жизнь режиссер снял около 30 короткометражных фильмов, 4 полнометражных, делал мультфильмы, занимался изобразительным искусством. Творчествоо Шванкмайера не вписывается в традиционные жанры и направления, но оно, бесспорно, занимает значительное место в экспериментальном кинематографе.


Полено (2000).jpg


Маргарита Дубинина



 

Рекомендуем

История одного сумасшествия («Джокер» реж. Тодд Филлипс)
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
Он обожал Шекспира, Чехова и Верди
Пляшущие человечки
Константин Батюшков. Опыты в стихах и прозе
Музыкальная сказка в городе искусств: Зальцбургский фестиваль
Николай Лесков. Жить на ножах
Гуманист с кистью
«Пошли, скрипач, в открытый космос!»
Большой концерт LP в Москве: как это было