Партнеры Живи добром

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»


Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)


«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Н. Грибоедова


Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, пьеса «Горе от ума» сделала его классиком отечественной литературы.  И это не удивительно. Буквально каждая фраза этого произведения является крылатым выражением, которыми мы пользуемся по сей день. Само название пьесы «Горе от ума» прошло грозовым мотивом в жизни писателя. 


Александр Сергеевич был невероятно образован, занимал важные посты, очень много знал – и, к сожалению, это послужило одной из причин его ранней загадочной смерти. Его жизнь была окутана многими тайнами с самого рождения. 


А.С. Грибоедов родился в Москве в старинной дворянской семье. Однако, трудно определить точный год его рождения. В послужных списках он указывал то 1793, то 1795, то 1790 (наиболее вероятный вариант, но не факт). Дело в том, что его мать вышла замуж в 1792, и тогда становится понятным, зачем он изменял дату своего рождения – он просто-напросто был незаконнорожденным. Он долго переживал этот факт, поэтому тема была закрыта. Но после дуэли, перевернувшей его жизнь, он стал указывать 1790 год, будто решил неукоснительно служить истине. Кто был отцом русского писателя до сих пор неизвестно.


Александр Грибоедов


Маленький Грибоедов получил серьезное разностороннее домашнее образование. Его учителями были известные в то время профессора, а также иностранцы. С 1802 посещал Московский университетский Благородный пансион (там же будет учиться Лермонтов).  В 1806 учился на факультете философии в Московском университете, а затем в 1810 окончил словесное, этико-политическое и юридическое отделения, дальше продолжил учиться на физико-математическом факультете. Наглядный пример того, насколько разносторонними были его интересы. Помимо этого он владел почти десятком языков! По окончании университета Грибоедов превышал по уровню образованности всех своих сверстников и никогда не терял жажды к знаниям и науке.


Во время учебы Грибоедов посещал литературные собрания студентов Московского университета, там он ближе познакомился со своим будущим наставником И.Т. Буле. Философ и антиковед, Буле привил Грибоедову любовь к литературе, особенно к зарубежной и античной драматургии, то есть молодой писатель стал впитывать в себя классицизм, который после перерастет в реализм («Горе от ума»). Грибоедов с долей хулиганства пользовался  своим сатирическим талантом: он написал свою первую пьесу «Дмитрий Дрянской» (1810, не сохранилась), в основу которой лег университетский спор двух профессоров за кафедру. 


Грибоедов становится добровольцем во время войны 1812,  но так и не успел поучаствовать в военных действиях – Наполеон был побежден раньше. Обладая незаурядным умом, Алекснадр Сергеевич, тем не менее, отказался от престижного поста карьеры чиновника, словно не хотел находиться в душном светском обществе и решил уйти в кавалерийскую службу в малоизвестных закоулках Белоруссии. Там прожил нелегкий период, но именно тогда в нем опять зажглась литературная искра: Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» статьи «О кавалерийских резервах» и «Письмо из Бреста-Литовска издателю». В 1815 году была опубликована и даже поставлена на сцене комедия «Молодые супруги» (переделка французской пьесы Крезе де Лессера). 


Через пару лет (в 1817) Грибоедов решает сменить сферу деятельности и переезжает в Петербург, где зачисляется на службу в коллегию Иностранных дел. В этом городе он проникает в литературные и театральные круги, знакомиться со многими известными литераторами, критиками и писателями (среди которых А. С. Пушкин). В истории русской литературы сложилось так, что в первой половине XIX века почти одновременно появились два направления – романтизм и реализм в противовес классицизму, они существовали плечом к плечу, одновременно соревнуясь и обогащая друг друга. Естественно, не обошлось без «идейной войны». Так, в 1817 году Грибоедов написал комедию «Студент», направленную против поэтов кружка «Арзамас». Высмеивая их, Александр Сергеевич полемизировал с чувствительностью сентиментализма и мечтательностью романтизма в духе В.В. Жуковского. Сам Грибоедов был ближе к кружку так называемых «архаистов», последователей И. А. Крылова и Г. Р. Державина (сказалось «классицистское» влияние Буле). 


Некоторые пьесы он писал в соавторстве, например, комедии «Притворная неверность» совместно с А. А. Жандром, «Своя семья, или замужняя невеста» с А.А. Шаховским; обе пьесы были поставлены на сценах Москвы и Петербурга. 


Александр Грибоедов


1817 год стал для Грибоедова переломным как в карьере, так и в душе. В ноябре состоялась четвертная дуэль, редкое событие того времени. Смысл заключается в том, что сначала стреляются дуэлянты, а затем – их секунданты. Стрелялись Шереметев и Завадовский, их секундантами были Якубович и Грибоедов. Причиной конфликта послужила ревность к балерине Истоминой. Получилась довольно запутанная история. Балерина два года жила с Шереметевым, но однажды приняла приглашение Грибоедова, а позже – Завадавского. 


Интрига заключалась еще в том, что изначально планировалась дуэль Грибоедова с Шереметевым, однако провокация Шереметева в виде брошенного мороженого в Завадовского определила порядок поединка. В итоге Шереметев был убит, вторая часть дуэли состоялась только осенью 1818-го года. Грибоедов хотел перемирия, но Якубович был упрям. 


Грибоедов специально стрелял мимо. Итог дуэли – простреленная левая кисть Александра Сергеевича. До смерти он надевал на отстреленный палец специальный чехол; после гибели это ранение помогло опознать Грибоедова. 


Вскоре Александр Сергеевич был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, этот ход он воспринимал как ссылку из-за дуэли. Как обычно, Грибоедов отлично справлялся со своими обязанностями. Однажды ему удалось вывезти из Персии и возвратить на родину группу русских пленных, которых несправедливо задержали власти Персии. 


На этот случай обратил внимание командующий русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолов и добился назначения Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе. Так, с 1822 он стал служить в Тифлисе. 


Помимо его известности, как успешного дипломата и писателя, Грибоедов также был пианистом и композитором. Он часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как аккомпаниатор и исполнитель-импровизатор. К сожалению, большая часть сочиненных музыкальных произведений не было записано на бумагу, поэтому сохранились лишь два вальса. Его вальс ми-минор  – это первый русский вальс, дошедший до наших дней. 


Еще до Персии Грибоедов начал работу над своим главным произведением  - «Горе от ума», на Кавказе работа продолжилась, но наиболее плодотворное время было в отпуске, в Тульской губернии, где Грибоедов временно проживал у своего давнего друга С.Н. Бегичева. По его свидетельству, задумка появилась еще в 1816 году. Сам Бегичев утверждает, что образы взяты из реального окружения Грибоедова, что он узнает практически всех героев. Писатель дал прочитать другу первые два акта, написанные на Кавказе. Тот сделал пару замечаний, но Грибоедов болезненно на них отреагировал, и в итоге сжег первый акт и полностью его переписал. Алекснадр Сергеевич очень дорожил своим произведением, пожалуй, туда он поместил большую часть своей души. Вскоре он дописал последние два акта с легкостью, потому что вновь ощутил утерянное на Кавказе вдохновение, окунувшись в московскую светскую жизнь, где раздобыл немало материала. 


В 1824 комедия была написана. Грибоедов поначалу решил сохранить ее в тайне,  посвятив ее только узкому кругу людей, но по случайности, весть о беспощадной сатире, направленной против москвичей вообще, против влиятельных людей распространилась вопреки всем ожиданиям писателя. В итоге надежда на публикацию была неосуществима. 


Грибоедов начал переписывать, урезать, изменять части пьесы, словно отрывая по кусочку свою измученную душу. Но такое самопожертвование было тщетно. Опубликовали всего лишь пару частей комедии. Невозможно даже вообразить себе всю горечь и отчаяние Грибоедова. Пьесу впервые поставили в 1833 году в Москве, уже после смерти писателя; а полностью комедия была опубликована только в 1862 году! 


Александр Грибоедов


«Горе от ума» - уникальное русское художественное произведение. Грибоедов сумел умело сочетать устаревший классицизм (в пьесе четко виден главный принцип классицизма – единство места, времени и действия)  и черты новых направлений: романтизма и реализма (последнего в большей мере). Так, написанные почти одновременно «Горе от ума» и «Борис Годунов» Пушкина стали первыми произведениями русского реализма. Успех «Горе от ума» определяется гармоничным соединением вневременного и острозлободневного. Сквозь картину преддекабристской поры вины «вечные темы»: конфликт отцов и детей, любовный треугольник, противостояние личности и общества. Точность, афористичность языка и размер вольного ямба делает речь героев близкой к разговорному стилю и интонации; как и предвещал Пушкин, вся комедия «разошлась на цитаты». В 1872 году вышла знаменитая статья Гончарова «Мильон терзаний», содержащая подробный анализ пьесы. 


Несмотря на то, что Грибоедов смотрел на декабристов скептически, среди них было немало его друзей. В целях пропаганды своих идей, декабристы стали размножать пьесу рукописными списками. Это наделало немало бед Грибоедову. В 1826 году он был арестован за подозрение в связи с декабристами, потому что у многих была найдена пьеса «Горе от ума». Благодаря предупреждению Ермолова о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить «опасные» бумаги, и, яро отрицая свою причастность к декабристам, на следствии он был освобожден.


Грибоедов возвращается на Кавказ в 1826 году и в это время начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат. В 1828 году он участвует в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией.  Грибоедов выполнял обязанности редактора протоколов конференции. Это позволило ему внести некоторые важные уточнения в текст мирного трактата. Грибоедовов составил окончательный текст договора, который был очень выгодным для России. За свой труд писатель-дипломат был награжден Николаем  I Орденом Святой Анны. Также Грибоедов получает новое назначение – полномочный министр (посол) в Персию. Александр Сергеевич уже давно мечтал оставить государственные дела и заняться литературой, но у него практически не было выбора, поэтому эту ситуацию он воспринял как очередную ссылку (он все еще представлялся опасным властям, потому что пытался добиться облегчения участи декабристов). 


Александр Грибоедов


По пути в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе на некоторое время. За этот срок он успел  впервые по-настоящему полюбить и жениться на молодой грузинке Нине Чавчавадзе, с которой собирался ехать в Персию. 


Однако, оставив на время жену в Тавризе и выехав с посольством в Тегеран, произошла трагедия – смерть писателя. До сих пор его смерть окутана тайной.  По официальной версии Грибоедов не был умеренным в отношениях с Персами, его принципом было «угрожать бунтом на бунт». Шахский двор требовал от русского посольства освобождения Мирзы-Якуба, главного казначея и евнуха, который обладал важной информацией о шахе. Но Грибоедов был неуступчив, за что и поплатился. 


Существует другая версия, которая кажется более обоснованной и правдоподобной. Смерть писателя связывают с заговором англичан, которым было выгодно ухудшение русско-персидских отношений. Англичане ловко воспользовались неуступчивым характером Грибоедова, чтобы разжечь ненависть персов к послам. Однако это все переросло в ненависть к русскому народу, которых следует истребить как врагов религии. Целью заговора было нанесение ущерба русскому посольству, но не резня. Руководители заговора потеряли контроль над толпой. Произошло почти поголовное избиение русских, а особенно зверским было убийство Грибоедова, его обезображенное и изувеченное тело еле опознали. Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на горе Давида в Тифлисе.


Как подчеркнул выдающийся поэт и критик XX в. В.Ф.Ходасевич, «в этом мрачном и романтическом финале только отчетливей прозвучал общий лад грибоедовской жизни, богатой чувствами, впечатлениями и событиями. Грибоедов был человек замечательного ума, большого образования, своеобразного, очень сложного и, в сущности, обаятельного характера. Под суховатой, а часто и желчной сдержанностью хоронил он глубину чувства, которое не хотело сказываться по пустякам. Зато в достойных случаях проявлял Грибоедов и сильную страсть, и деятельную любовь. Он умел быть и отличным, хоть и несколько неуступчивым, дипломатом, и мечтательным музыкантом, и «гражданином кулис», и другом декабристов. Самая история его последней любви и смерти не удалась бы личности заурядной» (очерк «Грибоедов»).



Ольга Шишка



 

Рекомендуем

Марчелло Мастроянни - сердце Италии
Модные тенденции лета 2017
Зачарованный мир короля литературы
Библиотеки – круг избранных?
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Разносторонняя жизнь актрисы театра и кино Маргарет Локвуд
«Ровесник века»: начало творческого пути Бориса Ефимова
Вестсайдская история: любовная драма из Нью-Йорка
Фестиваль "Твой шанс"
Простодушный «папа Шрека» Уильям Стейг