Партнеры Живи добром

«“Мир искусства” поднял знамя для новых завоеваний искусства»


Более века назад 9 марта 1906 года в Санкт-Петербурге состоялась прощальная выставка петербургского объединения «Мир искусства». Именно с этого значимого культурного события берут свое начало знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, который, кстати, совместно с художником Александром Бенуа, стал инициатором создания этого объединения и был куратором этой и предыдущих выставок союза. 


Мир искусства


В сообщество «Мир искусства» входили художники А. Бенуа, К. Сомов, Н. Рерих, Е. Лансере, Л. Бакст, близки его идеям были И. Грабарь, М. Врубель, Б. Кустодиев, В. Серов, К. Юон и другие. Мирискусники хотели уйти от сложившихся художественных устоев и классических канонов, они стремились привнести в искусство что-то оригинальное, что отличало бы их от всех. Они работали в рамках модерна и символизма, хотя и романтизм был им не чужд. Считая, что выражение личности любого художника - это искусство, эстетическое начало для них было первоочередной задачей. Это прослеживается и в художественном оформлении их журнала, в котором печатались писатели-символисты их движения (Д. Мережковский и его супруга З. Гиппиус, Н. Минский, В. Розанов, Вл. Соловьев, А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.). Журнал «Мир искусства» являл собой новый тип периодического издания, в котором оформление стало целым произведением искусства. Там же были поставлены первоочередные задачи для мирискусников.


Итак, поговорим о самой выставке. Она состоялась в их обители – в городе Санкт-Петербурге, а именно на Малой Конюшенной улице в Екатерининском зале дома №3. Участниками этого высокохудожественного события, мимо которого тогда не прошел ни один человек хоть мало-мальски интересующийся искусством, стали уже тогда признанные художники – М. Врубель, Н. Сапунов, В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов. Посчастливилось оставить свой след на этой выставке и новичкам – М. Ларионову, Н. Феофилактову, А. Явленскому и М. Сарьяну. Что примечательно, это событие под эгидой «Мира искусства» состоялось уже после ее роспуска, хотя, что называется – на бумагах, просуществовала до 1924 года. А распалась она в 1904 году из-за постоянных конфликтов ее участников на почве утраты идейного единства, в это же время перестает издаваться журнал «Мир искусства». Для С. Дягилева выставка 1906 года стала последней перед его эмиграцией в Париж. Через несколько месяцев в Париже он устраивает масштабную выставку, на которой были представлены лучшие образцы русской живописи – от старинных икон и до последней выставки «Мира искусства», которая с таким же фурором была встречена в Венеции и Берлине.


Мир искусства


Последняя выставка, равно как и все движение «Мира искусства», оказала огромное влияние на художников, писателей, философов Серебряного века, начало которого принято отсчитывать с года возникновения объединения (1898 г.). Создание «Мира искусства», вобравшего в себя талантливейших людей своего времени, можно назвать точкой отсчета последующих ярких движений и течений в русской культуре. 



Анна Малинина



 

Рекомендуем

Ярмарка кошачьего тщеславия
Большой Тур «Куликово поле» - зимнее приключение для всей семьи
Уильям Тёрнер: «Солнце - вот Бог!»
Вечное возвращение Киры Муратовой
Концертное исполнение оперы Доницетти "Дочь полка", посвященное Елене Образцовой
Пол Ньюман. Провал не остановил его
Путеводитель по стране мертвых для всей семьи («Тайна Коко» реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца
Исаакиевский собор. Памятник, музей или храм?
10 способов сэкономить в Нью-Йорке