Партнеры Живи добром

Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен


«То, что стоит сделать, стоит сделать хорошо».

Никола Пуссен


Нормандец, олицетворивший собой Золотой век французской живописи, Никола  Пуссен навсегда объединил французское искусство с идеальным миром античности. Хотя интерес к эллинским мифам и культуре в целом возник задолго до Пуссена, и к 17 веку  уже достиг невероятного масштаба, именно Пуссен стоял у истоков классицизма в живописи. Его полотна не просто иллюстрации к античным мифам или библейским сюжетам, они создают эстетический, а зачастую и этический, идеал для современной ему Европы. Творчество Пуссена сформировало художественный канон, которого придерживались и придерживаются в классической живописи до сих пор.


Никола Пуссен «Автопортрет» (1630г. Париж, Лувр)


Никола Пуссен родился 15 июня 1594 года в Нормандии (северо-запад Франции). Еще в юности он имел возможность посещать Лувр, где «учился» у великих мастеров эпохи   Возрождения. Он копировал манеру Тициана, Леонарда да Винчи, Рафаэля. Это было не просто подражание, он изучал их видение и ощущение вездесущей красоты мира, осознавал их философию. В 1624 году Пуссен переехал в Италию, чтобы обучатся глядя на «первоисточники». Он занимался не только живописью, но математикой, анатомией. Что сделало его полотна архитектурно выстроенными, рациональными, но при этом чувственными. 


"Смерть Германика" (1627-28 гг., Париж, Лувр)


В этот период у Пуссена выработалось важное негласное правило о том, что форма - это не просто графическое отражение реальности, а прославление упорядоченности мира и его красоты. Позже, в 1642 году, он напишет своему другу Шантелу: «Прекрасные девицы, которых Вы увидите в Ниме, не усладят Вас, я уверен, больше, нежели вид прекрасных колонн Мезон Карре, ибо последние есть не что иное, как древние копии первых». Мезон Карре - наиболее сохранившийся древнеримский храм на территории Франции, около 1 в. до н.э.


«Царство Флоры» (1631г. Дрезден, Картинная галерея)


Слава француза, творившего в Италии, не могла остаться незамеченной версальским двором. Так, в конце 30-х, Пуссен получил приглашение вернуться во Францию. Приглашение это было ни от кого-нибудь, а от знаменитого и устрашающего кардинала Ришельё. В 1639 году начался новый период в творчестве Пуссена - время покровительства Людовиком XIII, а вместе с тем время дворцовых интриг. Умение объединять бушующие эмоции и яность мысли сделало из Пуссена первого живописца при дворе Людовика. Его художественная манера казалась идеальной для прославления Короны. В это время Пуссен занимался росписью Лувра, имел множество заказов от французской элиты. Но наиболее значимой работой этого периода стала картина «Великодушие Сципиона» (1640г.). 


«Великодушие Сципиона» (1640г.).


Никола Пуссен скончался в Риме 19 ноября 1665 года. Его ценили при жизни, но настоящие наследники его гения появились спустя почти 200 лет. Художником, который открыл философию Пуссена, стал Жан Огюст Энгр в середине 19 века 



Елена Наборовская



 

Рекомендуем

Совсем скоро в Театре оперетты. Мюзикл «Анна Каренина»
Ривер Феникс: живи быстро
Михаил Загоскин. Первооткрыватель исторического романа
Театр Арбузова: величайшие оптимисты
Анатолий Рыбаков: Дети Арбата
Мир, каким он может стать
Расул Гамзатов – певец Дагестана
Призраки и sms («Персональный покупатель», реж. Оливье Ассаяс)
«Не верь!» Муса Джалиль
Лиля Брик: демоническая женщина в жизни Владимира Маяковского