Партнеры Живи добром

Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен


«То, что стоит сделать, стоит сделать хорошо».

Никола Пуссен


Нормандец, олицетворивший собой Золотой век французской живописи, Никола  Пуссен навсегда объединил французское искусство с идеальным миром античности. Хотя интерес к эллинским мифам и культуре в целом возник задолго до Пуссена, и к 17 веку  уже достиг невероятного масштаба, именно Пуссен стоял у истоков классицизма в живописи. Его полотна не просто иллюстрации к античным мифам или библейским сюжетам, они создают эстетический, а зачастую и этический, идеал для современной ему Европы. Творчество Пуссена сформировало художественный канон, которого придерживались и придерживаются в классической живописи до сих пор.


Никола Пуссен «Автопортрет» (1630г. Париж, Лувр)


Никола Пуссен родился 15 июня 1594 года в Нормандии (северо-запад Франции). Еще в юности он имел возможность посещать Лувр, где «учился» у великих мастеров эпохи   Возрождения. Он копировал манеру Тициана, Леонарда да Винчи, Рафаэля. Это было не просто подражание, он изучал их видение и ощущение вездесущей красоты мира, осознавал их философию. В 1624 году Пуссен переехал в Италию, чтобы обучатся глядя на «первоисточники». Он занимался не только живописью, но математикой, анатомией. Что сделало его полотна архитектурно выстроенными, рациональными, но при этом чувственными. 


"Смерть Германика" (1627-28 гг., Париж, Лувр)


В этот период у Пуссена выработалось важное негласное правило о том, что форма - это не просто графическое отражение реальности, а прославление упорядоченности мира и его красоты. Позже, в 1642 году, он напишет своему другу Шантелу: «Прекрасные девицы, которых Вы увидите в Ниме, не усладят Вас, я уверен, больше, нежели вид прекрасных колонн Мезон Карре, ибо последние есть не что иное, как древние копии первых». Мезон Карре - наиболее сохранившийся древнеримский храм на территории Франции, около 1 в. до н.э.


«Царство Флоры» (1631г. Дрезден, Картинная галерея)


Слава француза, творившего в Италии, не могла остаться незамеченной версальским двором. Так, в конце 30-х, Пуссен получил приглашение вернуться во Францию. Приглашение это было ни от кого-нибудь, а от знаменитого и устрашающего кардинала Ришельё. В 1639 году начался новый период в творчестве Пуссена - время покровительства Людовиком XIII, а вместе с тем время дворцовых интриг. Умение объединять бушующие эмоции и яность мысли сделало из Пуссена первого живописца при дворе Людовика. Его художественная манера казалась идеальной для прославления Короны. В это время Пуссен занимался росписью Лувра, имел множество заказов от французской элиты. Но наиболее значимой работой этого периода стала картина «Великодушие Сципиона» (1640г.). 


«Великодушие Сципиона» (1640г.).


Никола Пуссен скончался в Риме 19 ноября 1665 года. Его ценили при жизни, но настоящие наследники его гения появились спустя почти 200 лет. Художником, который открыл философию Пуссена, стал Жан Огюст Энгр в середине 19 века 



Елена Наборовская



 

Рекомендуем

Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
Мода на съемочной площадке
Rolls-Royce. Столетний дух восторга
«Из скромного композитора в культового гения поп-индустрии»
«Чем глубже вдох,..»
СКОРОЧТЕНИЕ - необходимая жизненная потребность великих.
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
Полосатая судьба Маргариты Назаровой
Такого «Морозко» вы ещё не видели! Анонс