Партнеры Живи добром

Сергей Довлатов: «Я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы»


Непризнанный на родине советский журналист и писатель, Довлатов Сергей Донатович, появился на свет в разгар войны, 3 сентября 1941 года, в Уфе. Но долго семья там не прожила, и уже через 3 года они переехали в Ленинград. Отец, Донат Иссакович Мечин, еврей по происхождению, режиссировал разнообразные постановки в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. В этом же театре играла и мать писателя, Нора Степановна Довлатова. 


Сергей Довлатов


В 18 лет Сергей поступил в ЛГУ, на факультет финского языка, но разочаровавшись в своем решении, перестал заниматься учебой, в связи с чем его исключили за неуспеваемость. 


Так и не решив, чем же в жизни он хочет заниматься, Довлатов отправился на трёхлетнюю армейскую службу в Республику Коми. Многие современники вспоминали, что вернувшись со службы, Сергей очень сильно изменился. 


В 1965 году он снова решил поступить в ЛГУ, но уже на факультет журналистики - после армейской службы, ему было что рассказать людям. Довлатов публиковал свои новеллы в студенческой газете “За кадры верфям”, так же стал членом группы “Горожане”. 


Личная жизнь писателя была чрезвычайно бурной, он был весьма популярен среди женской половины. Довлатов был дважды официально женат (не считая гражданской жены, Тамары Зибуновой, которая родила ему дочь Александру). В браке с первой женой, Асей Пекуровской, родилась девочка Мария (сейчас вице-президент рекламного отдела Universal Pictures). От второй жены, Елены Ритман, у писателя было двое детей: Екатерина и Николай. Интересно, что брак с первой женой длился с 1960 года по 1968, а дочь Мария родилась в 1970 году, в тот момент, когда дочери Екатерине, от второй жены, уже было 4 года.


Сергей Довлатов


Осенью 72-го Довлатов решил переехать в Эстонию, правда ненадолго. Через три года он уже вернулся в Ленинград. Первое время Сергею приходилось работать кочегаром в котельной (для законного проживания в Эстонии нужна была прописка), но своей журналисткой деятельности он не бросал и там. Довлатов работал внештатным корреспондентом “Вечернего Таллина” и “Советской Эстонии” (впоследствии был принят в штат), там же создал свой первый сборник новелл, в котором писал о своих коллегах, журналистском опыте и работе в редакции. 


После возвращения из Эстонии, работал над рассказами для “Костра”, но позже, к сожалению, советские издания отказывались их печатать, поэтому преимущественно публикации Довлатова можно было увидеть в эмигрантских изданиях таких как “Континент” и “Время и мы”.  Впоследствии, в 1976 году, из-за своих рассказов писатель был исключен из Союза журналистов СССР. За Довлатовым установили слежку, власти давили на него. Из-за сложившейся ситуации, журналист вынужденно покинул страну и переехал в Нью-Йорк. Лишь только в Америке Довлатова настигла удача. Он стал главным редактором “Нового американца” (рейтинг издания среди эмигрантов тут же подскочил вверх). Каждый год Сергей Довлатов выпускал по одной книге. А в 80-х он добрался до новых высот, печатался в “Partisan Review” и “The New Yorker”. За 12 лет жизни в Америке Довлатов выпустил в свет 12 своих книг. 


Сергей Довлатов


И вот 24 августа 1990 год, в разгар своей карьеры, Сергея Довлатова не стало. Писателя не стали возвращать на родину и похоронили в Нью-Йорке на еврейском кладбище.


Произведения Довлатова всегда основывались на его опыте, событиях и воспоминаниях из жизни. «Зона» - об армейской службе, во время которой он охранял исправительные колонии, «Чемодан» - воспоминания о жизни в Ленинграде, «Компромисс» - об Эстонском периоде в судьбе писателя. Довлатов был убежден, что книги и вся литература в целом должна, подобно религии, воспитывать человека, показывать, как он должен жить. Творчество писателя можно сравнить с произведениями не менее известного писателя Михаила Зощенко: в его рассказах также соединяется простое и сложное, трагическое и смешное. По мнению литературоведа А. Арьева, Сергей Довлатов хотел «рассказать, как странно живут люди - то печально смеясь, то смешно печалясь».



Дарья Бахус



 

Рекомендуем

Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
Главное, чтобы костюмчик сидел
Они украсили Лионский зал
Обещать – не значит жениться («Эмма.», реж. Отем де Уайлд)
Чулпан Хаматова: актриса и благодетель
Выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека»
Happy Birthday, Slowhand!
Зажигательная Африка: традиционные мотивы в моде и дизайне ЮАР
Церковь Воскресения Христова: реставрация завершена
Монсеррат Кабалье: певица с золотым сердцем