Партнеры Живи добром

«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10


Я думаю, многие помнят скандалы и споры, разразившиеся в 2003 по поводу сноса Центрального военного универсального магазина на Воздвиженке. «Военторг здесь неуместен» писала одна московская газета. В этой же статье автор опровергал циничный заголовок и приходил к выводу, что «у правительства Москвы нет больше никаких моральных прав на памятники», и что снос универмага — ошибка. Ошибка или не ошибка, чего уж теперь горевать, здания нет, но Москва и москвичи помнят о доме №10. И многие помнят о нем, как о месте, где в декабре-феврале 1910-1911 годов прошла первая выставка художников авангардистов со скандальным названием «Бубновый валет».


«Славны бубны за горами», «не с чего, так с бубен» — так, еще до своего открытия выставка произвела фурор в московских кругах ценителей искусства. Ходили слухи, что, ввиду пресечения азартных игр, выставку запретил сам градоначальник, поэтому открытие весьма затянулось. 


Краткий экскурс в историю: на момент выставки «бубновыми валетами» называли каторжников из-за того, что на задней стороне их одежды была нашивка в виде ромба. Так же это словосочетание у многих ассоциировалось с карточным жаргоном, в котором бубновый валет обозначался как «мошенник» или «плут». Нетрудно догадаться, какую реакцию такое «неаккуратно» выбранное название могло вызвать в обществе. Шок? Раздражение? Брезгливость? Скорее всего. Но тогда возникает другой вопрос: действительно ли название было выбрано неаккуратно? Может совсем наоборот, — оно было выбрано путем споров и, как результат, самым точным отражением духа выставки — бунтарского и революционного?

По словам М. Волошина: «все без исключения называли выставку Червонным валетом. Кто-то из сочувствующих объяснил, что бубновая масть обозначает страсть, а валет — молодой человек.»


Бубновый валет


А.В. Лентулов вспоминал : «слишком много в то время и изощренно придумывали разные претенциозные названия… Поэтому как протест мы решили, что чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета»?»


Название, придуманное М.Ф. Ларионовым, определенно, выполнило свою задачу: о художниках заговорили, их презирали и, в то же время, выставку ждали с нетерпением. Это можно утверждать без сомнения, так как её посетили около 200 человек, а два десятка картин экспозиции были куплены московскими коллекционерами.


Как писал И.И. Машков: «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости». 


Желание дать «пощечину» общественному вкусу прослеживалось во всем, от названия, до расположения картин на стенах: они висели тесно, в несколько рядов и на разном уровне, и каждая картина «перебивала» другую. В общем, художники старались сделать выставку как можно более неудобной и непривычной для восприятия обывателя того времени. 

Началось все в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где учились некоторые из участников выставки. Ощущение несогласия со своими учителями и товарищами по училищу свело их вместе и, как результат, через несколько лет состоялась знаменитая выставка, вдохновителем которой стал, кстати говоря, М.Ф. Ларионов.


Ларионов, в отличие от других учащихся, уже участвовал в больших московских выставках, его знали критики и лестно отзывались о нем. В 1907 одну из его картин, написанную в духе импрессионизма (что мало походило на то, чему его учили в училище), купила Третьяковская галерея. К тому же, он уже бывал в Париже и работал с С.П. Дягилевым и М.А. Врубелем.


Бубновый валет


П.Кончаловский, Р.Фальк, А.Куприн, А.Лентулов, Н.Гончарова, И.Машков, Д.Бурлюк —  имена художников, принявших участие в выставке. «Молодые и страстные» яростно не соглашались с тем, что искусство может принадлежать только малой группе ценителей и знатоков искусства. Они считали, что их картины должны быть понятны всем, поэтому в жанрах они предпочитали натюрморты, портреты, пейзажи сложным историческим композициям и «социальным» темам передвижников. В их картинах можно найти иронию, гротеск, даже пародию, но никак не меланхолию символистов. В работах «Валетов» отразились в разной степени работы Матисса, Сезанна, Гогена. 


Пожалуй, одной из самых запоминающихся картин на этой выставке была работа Ильи Машкова. Это был потрет,  на котором был изображен он и его коллега Петр Кончаловский в образе борцов, обнаженных, с внушительными мускулами. В руках один держит скрипку, другой ноты. Сбоку — пианино, на котором стоят книги: Сезанн, Хокусай, Библия. С другой стороны — стол. В ногах же у «борцов» гимнастические гири.


«Небозвон» Лентулова, «Сиенский портрет» Кончаловского, «Дама в красном» Фалька стали визитной карточкой скандальной выставки. Эти и многие другие работы стали узнаваемыми в мире искусства. Выставка «Бубновый валет» позже переросла в художественное объединение, которое просуществовало до 1917 года. Это объединение стало площадкой для становления великих русских художников-авангардистов.

 

«Бубновый валет» - одно из тех событий в истории русского искусства, которое демонстрирует дух и силу творческого человека, который готов на многое, чтобы нести свои творческие идеи в жизнь, защищать их. Не боясь, а наоборот, имея страстное желание эпатировать публику, удивить ее, шокировать, не страшась презрения и непонимания, бубновалетцы помогли развиться такому большому и громкому явлению, как русский авангард, чье влияние на мировое искусство было огромным.



Катерина Каменецкая


 

Рекомендуем

Бросить все и сбежать на край света («Куда ты пропала, Бернадетт?» реж. Ричард Линклейтер)
Интервью с Вадимом Эйленкригом
Дон Кихот российской эстрады. Ян Арлазоров
Опыт войны – богатство души
«Медея» Пазолини
Живые работы культового мастера
Первая встреча библиофильского клуба «Зеленая лампа»
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Стефан Цвейг: мир во время войны
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День второй