Партнеры Живи добром

«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10


Я думаю, многие помнят скандалы и споры, разразившиеся в 2003 по поводу сноса Центрального военного универсального магазина на Воздвиженке. «Военторг здесь неуместен» писала одна московская газета. В этой же статье автор опровергал циничный заголовок и приходил к выводу, что «у правительства Москвы нет больше никаких моральных прав на памятники», и что снос универмага — ошибка. Ошибка или не ошибка, чего уж теперь горевать, здания нет, но Москва и москвичи помнят о доме №10. И многие помнят о нем, как о месте, где в декабре-феврале 1910-1911 годов прошла первая выставка художников авангардистов со скандальным названием «Бубновый валет».


«Славны бубны за горами», «не с чего, так с бубен» — так, еще до своего открытия выставка произвела фурор в московских кругах ценителей искусства. Ходили слухи, что, ввиду пресечения азартных игр, выставку запретил сам градоначальник, поэтому открытие весьма затянулось. 


Краткий экскурс в историю: на момент выставки «бубновыми валетами» называли каторжников из-за того, что на задней стороне их одежды была нашивка в виде ромба. Так же это словосочетание у многих ассоциировалось с карточным жаргоном, в котором бубновый валет обозначался как «мошенник» или «плут». Нетрудно догадаться, какую реакцию такое «неаккуратно» выбранное название могло вызвать в обществе. Шок? Раздражение? Брезгливость? Скорее всего. Но тогда возникает другой вопрос: действительно ли название было выбрано неаккуратно? Может совсем наоборот, — оно было выбрано путем споров и, как результат, самым точным отражением духа выставки — бунтарского и революционного?

По словам М. Волошина: «все без исключения называли выставку Червонным валетом. Кто-то из сочувствующих объяснил, что бубновая масть обозначает страсть, а валет — молодой человек.»


Бубновый валет


А.В. Лентулов вспоминал : «слишком много в то время и изощренно придумывали разные претенциозные названия… Поэтому как протест мы решили, что чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета»?»


Название, придуманное М.Ф. Ларионовым, определенно, выполнило свою задачу: о художниках заговорили, их презирали и, в то же время, выставку ждали с нетерпением. Это можно утверждать без сомнения, так как её посетили около 200 человек, а два десятка картин экспозиции были куплены московскими коллекционерами.


Как писал И.И. Машков: «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости». 


Желание дать «пощечину» общественному вкусу прослеживалось во всем, от названия, до расположения картин на стенах: они висели тесно, в несколько рядов и на разном уровне, и каждая картина «перебивала» другую. В общем, художники старались сделать выставку как можно более неудобной и непривычной для восприятия обывателя того времени. 

Началось все в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где учились некоторые из участников выставки. Ощущение несогласия со своими учителями и товарищами по училищу свело их вместе и, как результат, через несколько лет состоялась знаменитая выставка, вдохновителем которой стал, кстати говоря, М.Ф. Ларионов.


Ларионов, в отличие от других учащихся, уже участвовал в больших московских выставках, его знали критики и лестно отзывались о нем. В 1907 одну из его картин, написанную в духе импрессионизма (что мало походило на то, чему его учили в училище), купила Третьяковская галерея. К тому же, он уже бывал в Париже и работал с С.П. Дягилевым и М.А. Врубелем.


Бубновый валет


П.Кончаловский, Р.Фальк, А.Куприн, А.Лентулов, Н.Гончарова, И.Машков, Д.Бурлюк —  имена художников, принявших участие в выставке. «Молодые и страстные» яростно не соглашались с тем, что искусство может принадлежать только малой группе ценителей и знатоков искусства. Они считали, что их картины должны быть понятны всем, поэтому в жанрах они предпочитали натюрморты, портреты, пейзажи сложным историческим композициям и «социальным» темам передвижников. В их картинах можно найти иронию, гротеск, даже пародию, но никак не меланхолию символистов. В работах «Валетов» отразились в разной степени работы Матисса, Сезанна, Гогена. 


Пожалуй, одной из самых запоминающихся картин на этой выставке была работа Ильи Машкова. Это был потрет,  на котором был изображен он и его коллега Петр Кончаловский в образе борцов, обнаженных, с внушительными мускулами. В руках один держит скрипку, другой ноты. Сбоку — пианино, на котором стоят книги: Сезанн, Хокусай, Библия. С другой стороны — стол. В ногах же у «борцов» гимнастические гири.


«Небозвон» Лентулова, «Сиенский портрет» Кончаловского, «Дама в красном» Фалька стали визитной карточкой скандальной выставки. Эти и многие другие работы стали узнаваемыми в мире искусства. Выставка «Бубновый валет» позже переросла в художественное объединение, которое просуществовало до 1917 года. Это объединение стало площадкой для становления великих русских художников-авангардистов.

 

«Бубновый валет» - одно из тех событий в истории русского искусства, которое демонстрирует дух и силу творческого человека, который готов на многое, чтобы нести свои творческие идеи в жизнь, защищать их. Не боясь, а наоборот, имея страстное желание эпатировать публику, удивить ее, шокировать, не страшась презрения и непонимания, бубновалетцы помогли развиться такому большому и громкому явлению, как русский авангард, чье влияние на мировое искусство было огромным.



Катерина Каменецкая


 

Рекомендуем

Фестиваль "Пространство режиссуры." Третий день
Обновленные «наряды» картошки фри помогут детям
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Профессия оформитель
Джанни Версаче. Обгоняя время
Осень в ароматах: сезонные фантазии парфюмеров
Эдгар Дега. Наследник старых мастеров
Вячеслав Тихонов. Мгновения жизни
Кино. Премьера. «Снупи и мелочь пузатая в кино»
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана