Нереальная реальность Маурица ЭшераМауриц Эшер - художник особенный. Он в некоторой степени не принадлежит истории современного искусства. На его гравюрах изображены невозможные пространства, всевозможные головоломки, визуальные ребусы. В своих работах он представлял идеальный мир геометрии, идеальный мир форм, как способ объяснить реальность, в противовес этой реальности. То, чем занимался Эшер, можно определить как фигуративная геометрическая абстракция. Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, Нидерланды. В детстве он не проявлял особого рвения к рисованию, даже провалил экзамен в школе по этому предмету. Но уже в 1916 году он создает свою первую линогравюру – изображение собственного отца, Джорджа Арнольда Эшера. Эшер никогда не занимался живописью, в 1919 году поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств, изучал живопись, но по настоянию своих учителей живописью так и не занялся, а занимался исключительно гравюрой. Этот осознанный выбор всю жизнь заниматься гравюрой весьма интересен, ведь с одной стороны это ремесло очень трудоемкое, требующее ручного труда, с другой стороны, ни одна из вещей не является уникальной, ни одно из его произведений не является так называемым «предметом искусства», все вещи тиражные. В своих работах Эшер переживает всевозможные влияния авангарда, но то, что его интересует даже в самых ранних реалистических работах - это то, как в формах природы увидеть геометрию, увидеть орнамент. Абстракция как таковая не интересна художнику. Его интересует орнамент, паттерн. Все ракушки, цветы, деревья в его работах всегда сводятся к элементу паттерна. Например, его вариации на тему Библии ("The Second Day of Creation", 1925) - это история не о создании стихии, а опять-таки элементов орнамента, паттерна. В 20-е гг., как и многие другие европейские художники, он отправляется в путешествие в Италию и до 1935 года остается там жить. В этот первый период его творчества он рисует довольно реалистические гравюры, на которых изображены изумительные итальянские виды (например, "Ravello II", 1923). И рисует он эти виды, подчеркивая в каждом из ландшафтов геометрию, причем геометрию не сезановскую, простейших монолитных форм, а геометрию повторяющихся орнаментов, которые представлены и в архитектуре, и в ландшафте. В своих работах Эшер снимает различие между рукотворным и нерукотворным: скалы и дома выглядят таким же элементом орнамента. Помимо Италии художник посещает также Тунис, Испанию и т.д. Открытие исламской культуры, которая построена не на изображении, а на орнаменте, для него оказывается очень важным, также как оно оказывается важным в 1910-е гг. для Пауля Клее. Те интерьеры, те ландшафты, которые Эшер создает в Италии, это замечательные пространства, которые балансируют на грани реального и воображаемого. Во второй половине 1930-х гг. он, спасаясь от надвигающегося фашизма, едет путешествовать, уговаривая пароходную компанию взять его пассажиром бесплатно за то, что в обмен на это он будет делать гравюры с видами кораблей и портов, и компания на это неожиданно идет. В своих работах он раскрывает красоту геометрии. Некоторые его работы по истине навевают ужас, при том, что для Эшера идея тех миров, которые он создавал, была идеей ухода от слишком страшной реальности, умозрительный мир геометрии казался художнику гораздо более безопасным, чем действительно достаточно тяжелый мир Европы, в которой он жил. Ярким примером может послужить работа "New Year's Greeting Card" ("Новогодняя поздравительная открытка", 1946). Таким образом, стоит отметить, что все лабиринты, в которых теряется зритель во время просмотра Эшера, все эти пространства связаны с той социальной исторической действительностью, в которой жил сам художник.
Другой сюжет Эшера - это всевозможные оптические "обманки". Именно эти произведения («Дом с лестницей», «Рисующие руки», «Метаморфозы и др.) считаются «классическими» в творчестве Эшера. Для их сюжетов происходит осмысление пластических и логических парадоксов, что в сочетании с виртуозной техникой художника дает прекрасный результат. Многие его работы в дальнейшем вошли в число символов XX века, и неоднократно повторялись в работах других художников. Мауриц Эшер одним из первых стал изображать на своих работах фракталы. Уже на выставке во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1956 году демонстрируются эти фигуры. Их же математическое объяснение появляется лишь в 1970-е гг.
Еще с рождения Мауриц Эшер не отличался хорошим здоровьем. Большую часть детства он провел по различным больницам и госпиталям. В 1960-е гг. его здоровье резко ухудшается, теперь знаменитый художник нуждается в постоянном уходе. В 1969 году Мауриц Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве – «Змеи». 27 марта 1972 года художника не станет. Причина – рак кишечника. Так уйдет из жизни, пожалуй, самый известный гравер XX века.
Дарья Урядова
|
Рекомендуем |