Партнеры Живи добром

Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством



Сияние облаков,  шелест бамбука ,  чириканье стайки воробьев  —
во всех этих повседневных мелочах нужно видеть муки ада
(Акутагава Рюноскэ)

Акутагава Рюноскэ — фантастически одарённый писатель. Он был невероятно одержим искусством. «Человеческая жизнь не стоит и одной строки Бодлера», — сказал писатель. Пугающие своей откровенностью слова.

Ведь и подумать страшно, что самое дорогое человеческое сокровище — жизнь, можно не ценить вовсе и с легкостью отдать. Пусть даже и на алтарь творчеству. Но Акутагава Рюноскэ отдал и ни разу за свою короткую, но впрочем плодотворную писательскую жизнь, не пожалел о жертве.

Акутагава Рюноскэ

Будущий писатель появился на свет первого марта 1892 года в обычной семье. Его отец, Тосидзо Ниихара,  небогатый молочник, кормил собственную семью по мере сил. Спустя десять месяцев после рождения ребенка, из-за тяжёлого психического расстройства умерла его мать.

Отец на свои жалкие гроши не мог следить за сыном как подобает родителю, поэтому мальчика усыновил бездетный брат умершей женщины. Интеллигентный и богатый Митиаки Акутагава смог дать Рюноскэ хорошее воспитание и образование.

В последующие годы японский автор вёл внешне тихую и размеренную жизнь: беседовал в своем кабинете с литературной молодежью, принимал приглашения на банкеты, коллекционировал антиквариат, в особенности питал страсть к старинным картинам; выступал с лекциями, занимался редакторской деятельностью.

Акутагава Рюноскэ

Акутагава не участвовал в революционных движениях, не обличал власть, но и не защищал. Бедствия и катаклизмы не производили на писателя должного эффекта. Он мог скорбеть только о погибших (если таковые потери были) произведениях искусства.

Вот что вызывало в нём скорбь и сожаление. Да и вообще Акутагава считал себя далеким от народа и  земного мира. Индивидуалист, закрытый от внешних происшествий.

Рюноскэ  пользовался интересным литературным методом, что всегда и выделяло его среди современников. Дело в том, что приблизительно к 1885 году в японской литературе популяризировался так называемый принцип «сядзицусюги», то есть «отражать как есть».

Поэтому писатели того времени изображали «голую» действительность. В ней не было места художественному вымыслу, яркой стилистике, захватывающему сюжету. Только плоское изображение. Такой вариант отображения жизни не нашел отклика в душе Акутагавы, поэтому он изобрёл то, что ему казалось верным.

Прозаик решил сделать объектом своих произведений психологию человека. Акутагава стал исследовать и анализировать её. Писатель часто брал за основу сюжеты из средневековых анекдотов и военно-феодального эпоса. Ведь, по словам Рюноскэ, психология человека не претерпела изменений.

Отличительная черта Акутагавы — одержимость творчеством. Он никогда не находил покоя, никогда не переводил дух в поиске чего-то важного. Но это некое «важное» постоянно ускользало из рук писателя, и он продолжал писать новеллу за новеллой, рассказ за рассказом.

Акутагава Рюноскэ

Неиссякаемый талант дарил автору всё новые гениальные идеи, причудливые фантазии, интересные формы. Искусство превыше смерти, превыше жизни. Искусство способно оправдать даже самые дикие преступления. Только творчество приносит писателю радость. Именно оно стало конечной целью для Акутагавы Рюноскэ.

Из-под волшебного пера Акутагавы вышло немало шедевров и по тематике, и по жанрам. Среди них — «В чаще», «Нос», «Бататовая каша», «Ворота Расёмон», «Муки ада», «Одержимый творчеством», «Мадонна в черном», «Носовой платок», «В стране водяных», «Усмешка богов», «Письмо старому другу». В основном, это рассказы.

Только к концу жизни Акутагава понял, что искусство само по себе существовать не может, не имеет права. У искусства должен быть зритель, слушатель, читатель. Связь между искусством и потребителем (народом) – связь фундаментальная, прочная, нерушимая.

Акутагава Рюноскэ

«Шекспир, Гете, Тикамацу, Мондзаэмон когда-нибудь погибнут. Но породившее их лоно – великий народ – не погибнет. Всякое искусство, как бы ни менялась его форма, родится из его недр», – провозгласил Рюноскэ.

Финал творчества Акутагавы Рюноскэ — произведения «Зубчатые колеса» и «Жизнь идиота». В них он отразил всю гамму своих чувств и переживаний, выплеснул муки жизни на страницы, весь внутренний ад.

Смириться с болью он так и не смог. 24 июля 1927 года Акутагавы Рюноскэ не стало. Он ушёл на рассвете в возрасте 35 лет. Покончил жизнь самоубийством.


 

Анна Мареева


 


 

Рекомендуем

Исаакиевский собор. Памятник, музей или храм?
Главное, чтобы вращались зеркала. Премьера спектакля «Примадонны» в Театре на Юго-Западе
«Жанна» Юбилейная выставка Жанны Мелконян
XVIII New British Film Festival. "Божья земля"
Яков Протазанов. Жизнь в кино
Современный образовательный центр «Дом Бенуа»
Международная фотовыставка дикой природы «Золотая Черепаха»
Олег Павлович Табаков. Актер на века
День 3. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Искушения Святого Антония в истории искусств