Партнеры Живи добром

Фильм недели. «Последняя сказка Риты»


«Последняя сказка Риты»


Этот фильм, как и его создательница, красивый, многогранный, ироничный, чувственный. Он проводит нас в мир самой Ренаты  Муратовны, в мир, где нет места уродству и обыденности. Последняя сказка Риты это картина, в которой смерть - положительный герой. Утонченная и невозмутимая дама, усердно заботится  о том, чтобы ее любящие подопечные, ушли красиво в мир иной. 


События картины разворачиваются в больнице. Таня Неубивка - медсестра, смерть в человеческом обличии (Рената Литвинова), должна контролировать последние дни жизни пациентки Маргариты Готье, (Ольга Кузина). Танина цель выведать необходимые для нее предпочтения подопечной, чтобы устроить ей красивый уход. В этом ей помогает подруга Маргариты Надя, врач в этой больнице. Роль Нади исполняет несравненная Татьяна Друбич, которая теперь, к сожалению, редко появляется на киноэкранах.


Любовь и смерть. Две главные составляющие, как в «Последней сказке Риты», так и в первом игровом фильме Литвиновой «Богиня: как я полюбила». Оба фильма рассказывают о том, как важно уметь любить. В «Богине» героиня умирает без любви, в «Последней сказке Риты» саму Смерть волнует уход из жизни тех, кто умел любить, и ее забота касается только их. Героиня Литвиновой не раз говорит о том, что ее интересуют только души, умеющие по-настоящему любить.


В картине также затронуты и социальные темы. Литвинова смогла показать свое недовольство теми  или иными проявлениям власти, без грязи и мерзости, которые в достаточном количестве присутствуют в фильмах многих других современных  российских режиссеров. Им есть чему поучиться у Ренаты Муратовны. В фильме многие герои курят везде и повсюду, фильм буквально наполнен сигаретным дымом. Это своеобразный протест закону о запрете показа курения в кино и на телевидении. Последняя сказка Риты вышла в 2012 году, когда уже вовсю говорили о принятии этого закона, а с июня 2013 он уже вступил в силу. Конечно же, фильм не пропагандирует курение, просто этот закон - очередная имитация действий, способ закрыть глаза на более серьезные проблемы.


Еще один выпад в сторону властей, сделанный Литвиновой в своей сказке, это поднятие темы сноса красивых исторических построек в Москве с последующим возведением на их месте элитных многоэтажек и пугающих торговых центров. Героиня Литвиновой носит с собой старое радио, из которого голос сообщает ей об уничтоженных зданиях, которые она хотела использовать как портал, но по вине «кошмарного мэра», разрушающего красоту, не может его найти. 


Мало кому известно, что в фильме есть отсылка к раннему творчеству Ренаты. В 1994 году вышел фильм «Увлечения» режиссера Киры Муратовой. Литвинова является любимицей Муратовой и появляется в каждом ее фильме, начиная с «Увлечений», пусть не всегда в главной, но всегда в яркой и запоминающейся роли. В этой картине Рената тоже играет медсестру. Монологи своей героини Литвинова писала сама. В одном из монологов есть история про нее и двух ее подруг. Они работали в одной больнице и однажды одна из них умерла. Скончавшуюся звали Маргарита. Героиня Ренаты рассказывает, что видела, как патологоанатом, вскрывая Риточку, бросает ей окурок в живот и зашивает. Все кто смотрели «Последняя сказка Риты» знают, что в конце фильма есть точно такой же момент. В связи с чем, можно сделать вывод, что Литвинова экранизировала свой монолог двадцатилетней давности. 


Нужно заметить, что Рената не воспользовалась услугами продюсеров и сама спонсировала фильм. Бюджет был, мягко говоря, не большим, но это не помешало Литвиновой сделать такое красивое, светлое и чарующее кино, которое не может оставить равнодушным. Немалую роль в создании Сказки, звучит музыка за авторством Земфиры. Ее музыка трогает до глубины души и как нельзя лучше передает атмосферу фильма. Земфира последние годы является постоянным партнером Литвиновой в ее творчестве. 


Очевидно, развитие собственного режиссерского стиля Ренаты Литвиновой. Если в режиссерском дебюте «Богиня: как я полюбила» ее почитателям чаще бросается в глаза сходство с творчеством Киры Георгиевной » (типажи актеров, структура диалогов), то в «Сказке», это заметно, лишь в паре коротких сцен. «Сказка» гораздо более светлая картина, чем «Богиня». Взять хотя бы героинь Литвиновой в этих ее работах. В «Богине» она играет человека, живое существо, но при этом, похожа на труп, внешне и внутренне. В «Сказке» Рената играет Смерть, но при этом выглядит живее всех живых. 


Фантастические костюмы, придуманные самой Ренатой, ироничные и лиричные диалоги  создают чарующую атмосферу. После просмотра, фильм долго не дает перестроиться со сказки на реальность. Ведь реальности нам сполна хватает и в жизни. 


«Последняя сказка Риты»




Кузнецова Вера



 

Рекомендуем

Закрытие фестиваля "Crescendo"
Дубай глазами простого туриста
Мастерская кино
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Екатерина Дашкова. «Ломоносов в юбке»
День 2. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Максим Горький: главный глашатай кровавого террора
38-й ММКФ. Конкурс. "Козни" реж. Давид Гриеко
Кино. Классика. "Благословите женщину"
ПРЕМЬЕРА А. П. Чехов «Три сестры» в БДТ