Партнеры Живи добром

Он обожал Шекспира, Чехова и Верди


Стендаль завещал, чтобы на его надгробии было начертано: «Он обожал Чимарозу, Моцарта и Шекспира». Вот так же я и хотел бы, чтобы над моей могилой написали: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди».

Лукино Висконти

Лукино Висконти

В третьей четверти прошлого века, 17 марта 1976 года мировой кинематограф лишился одного из своих европейских гениев, чье имя чаще всего ассоциируется у зрителя с неореализмом, вечно удивляющими находками и кинематографическими загадками. Речь идет о Лукино Висконти, итальянском режиссере кино, театра и оперы. Висконти не успел снять одну из своих самых важных работ - «Волшебную гору» по роману Томаса Манна, которая должна была завершать «германскую тетралогию». Однако и от того, что сейчас имеется в кинематографических сокровищницах, захватывает дух. Лукино Висконти оставил в наследие 19 фильмов, около 40 театральных постановок и 20 оперных спектаклей; озадачивая своего зрителя и заставляя его думать над каждым новым творческим произведением. 

Лукино родился 2 ноября 1906 года в аристократической семье, принадлежавшей к известному итальянскому роду Висконти, о котором еще Данте упоминал в своей «Божественной комедии». Отец режиссера был меценатом театра Ла Скала, мать – представительницей буржуазии. Нетрудно понять, что перед Лукино были открыты все двери, и он сам был волен выбирать свое будущее. Началом его режиссерского пути стала ассистентская работа с великим Жаном Ренуаром, на которую его по удивительной случайности порекомендовала Коко Шанель в то время, когда Лукино опять же по невероятным стечениям обстоятельств оказался в Париже в конце 30х годов.

Позже, в годы Второй Мировой, Висконти помогает Сопротивлению и сближается с итальянскими коммунистами. Он как человек искусства не мог не участвовать в подобного рода событиях, ибо искусство изначально направлено на то, чтобы акцентировать прорехи человеческого общества. Активная общественная деятельность не мешала Лукино Висконти работать над своим первым дебютным полнометражным фильмом «Одержимость» (1943) по мотивам романа Дж. М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Вскоре после окончания съемок Висконти был арестован гестапо, поскольку считался участником антифашисткого движения. Собственно говоря, ни тюрьма, ни вечные пугающие допросы, ни намеки на расстрел не сломали режиссера. После того как американские войска освободили Лукино, он снова погрузился в кинематограф.

 Лукино Висконти.jpeg

Работы Висконти различны по своему характеру: в его фильмографии зритель найдет и очень реалистичное кино («Земля дрожит», «Рокко и его братья»), и довольно романтичное («Белые ночи», «Чувство»). Одной из лучших работ принято считать экранизацию романа Лампедузы «Леопард». За такое ясное и легкое кино Висконти получил «Пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1963 году. Про творческую натуру итальянца говорили так: «Он был мэтр, наставник в точном смысле этого слова, он учил, воспитывал, помогал человеку познать себя». Висконти, действительно, создавал сложное и мудрое кино, которое нужно смотреть внимательно, вдумчиво и не спеша, будто читаешь Томаса Манна. Неудивительно, что режиссеру так импонировало работать над экранизациями немецкого писателя («Смерть в Венеции», неснятая «Волшебная гора»). Однако, картины Лукино Висконти смотреть еще и тяжело, поскольку в них часто раскрываются истории одиноких душ и судеб, страдающих или страдавших от действительности. Но, несмотря на это, зрителю хочется изучать его видение мира поначалу реалистичное, а позже уже с толикой пессимизма. Висконти верил в силу и необходимость искусства, завещая своим потомкам: «Молодые, я надеюсь на вас. Вам принадлежит мой труд. И пусть вас объединяет солидарность. Будьте едины, насколько это возможно. Я не читаю вам мораль, но говорю от чистого сердца». После подобных просьб великих и талантливых остается лишь жить, творить, расти и оправдывать надежды, если есть хоть какой-то шанс.


Влада Лодеск




 

Рекомендуем

Роскошь и признание — бренд Ashi
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»
Между молотом и наковальней. Рождение тульского металла
И это все о нем. Виль Липатов
Фаина Раневская. «Правда – хорошо, но счастье – лучше»
Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни
Спектакль «Баба Шанель» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Тайны кино от студентов ВГИКа
Яся Миночкина F/W 2018-2019
Фестиваль моноспектаклей SOLO объявил первых участников. Ян Фабр, Дени Лаван и Роберто Латини в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»