Партнеры Живи добром

«От Елизаветы до Виктории»: брифинг по истории английского портрета


Своё 160-летие Национальная портретная галерея отмечает в Москве. В рамках года языка и литературы Великобритании и России 2016 московскому зрителю выпал шанс встретиться лицом к лицу с выдающимися историческими личностями, чьи портреты часто встречаются в школьных учебниках по зарубежной истории. Сорок девять портретов выдающихся британских монархов, политических и культурных деятелей будут выставлены с 23 апреля по 24 июля в Третьяковской галерее.

От Елизаветы до Виктории

История английского портрета по-своему уникальна и занимательна. Уже в XVI веке, несмотря на существование исторической, религиозной и других форм живописи, именно портретный жанр стал доминантным, в том числе благодаря небезызвестному немецкому художнику Гансу Гольбейну, автору известного портрета Генриха VIII.

Последовав примеру монарха, портреты стали заказывать те, кто мог себе позволить подобную роскошь. Предпочтение отдавалось иностранным мастерам, чьё жалование разительно превышало выплаты английским мастерам, которые, в свою очередь, в середине XVI века получали плату в размере £4 в год, включая мясо и напитки. Всё это привело к недовольству, которое длилось вплоть до XVIII века.

Именно XVIII век стал поворотным моментом для английского искусства, «золотым веком» английского портрета. Общество потребления, набиравшее в тот период силу, также дало толчок для развития изобразительных искусств.

От Елизаветы до Виктории

В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится гравюра «Выставка Королевской академии художеств 1878 года»: стены одного из залов Соммерсет-хаус в типичной манере эрмитажа заполнены полотнами, в большей степени портретами за авторством Джошуа Рейнольдса, Томаса Гейнсборо и других выдающихся портретистов XVIII века.

Выставки Королевской Академии художеств, проводившиеся регулярно с 1768 года, имели своей целью материально поддержать молодых художников. Большую славу английской портретной школе принёс Томас Лоуренс, который с блеском завершил великую эпоху английского портрета.

Вытесненный в XIX веке пейзажем, английский портрет обрёл пристанище под крышей первой в мире портретной галереи в Лондоне в 1856 году, с подачи Томаса Карлейла, чей портрет будет открывать гостевую экспозицию в Москве. Первым приобретением галереи стал «Чандосовский портрет» Уильяма Шекспира, также участник выставки «От Елизаветы к Виктории».

Не менее ценными экспонатами предстоящей экспозиции также станут портреты королевы Елизаветы I. Её изображения были строго регламентированы Уильямом Сессилом, провозгласившим в 1563 году, что королеву могут писать только избранные.

От Елизаветы до Виктории

На выставке можно будет увидеть портрет «Виндзорской вдовы» — королевы Виктории, портреты любимых российским читателем Джерома К. Джерома, Вальтера Скотта и Чарлза Диккенса, поэтов Роберта Бёрнса и Джорджа Гордона Байрона, а также многих других.

«От Елизаветы до Виктории» огромное по масштабу и значимости культурное событие. Первый опыт обмена двух крупнейших национальных галерей Великобритании и России. Организаторы рассчитывают на зрительский успех, в случае которого сотрудничество будет продолжено.


 

Саша Пешкова




 

Рекомендуем

«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры». Севастополь
Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры
Про уродов и людей («Пиноккио», реж. Маттео Гарроне)
В ожидании конца («Чёрный дрозд», реж. Роджер Мишелл)
Творческий путь Лары Фабиан
Огонь! Огонь!
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
«Терминатор: Темные судьбы» - Зачем?
«Hollywood»: здесь осуществляются мечты
«Как в кино»: царский путь Ирины Бугримовой