Партнеры Живи добром

Осип Мандельштам: «Столетья окружают меня огнем»

 

Место рождения Осипа Эмильевича Мандельштама – Польша, город Варшава; время – зима 1891 года.

Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году — и столетья
Окружают меня огнем.
(отрывок из стихотворения «Я рожден в ночь с второго на третье…»)

Так через много лет пишет Мандельштам об этом дне и обо всей своей жизни на стыке двух эпох.

Осип Мандельштам

В 1896 году будущий великий поэт Серебряного века переезжает с родителями в Петербург, где Осип Эмильевич поступает в Тенишевское училище. По окончании его, Мандельштам много путешествует, учится в Сорбонне и Гейдельбергском университете.

По возвращении в Петербург происходит знакомство Осипа Эмильевича с А. Ахматовой и Н. Гумилевым, Мандельштам начинает регулярно принимать участие в заседаниях Цеха поэтов. Складывается его собственный поэтический путь. Мандельштам становится акмеистом. 

Направление акмеизма в поэзии заключается в отходе от призрачных, едва очерченных образов символизма и в воспевании обычных, простых с виду вещей, окружающих человека в его каждодневной жизни, и таких прекрасных в собственной неприметности. 

Осип Мандельштам

Вскоре выходит и первый, выпущенный за свой счет, сборник стихов Мандельштама – «Камень» – подходящее название для сборника поэта-акмеиста, решившегося внести и свой «камень» в строительство духовной культуры человечества. 

После Октябрьской революции Осип Эмильевич много путешествует по стране, активно участвует в выступлениях, знакомится с Надеждой Яковлевной Хазиной, которая в будущем станет его женой. Однако, несмотря на успех, Мандельштам силится отыскать свое место в новой советской России и не может. 

Все чуждо нам в столице непотребной:
Ее сухая черствая земля,
И буйный торг на Сухаревке хлебной,
И страшный вид разбойного Кремля.
(отрывок из безымянного стихотворениянаписанного в 1917-м году)

С 1920 года наступает долгое затишье в творчестве Осипа Эмильевича – за почти пять лет не написано практически ни одного стихотворения. Несмотря на отсутствие недостатка в выступлениях в 1917-1919 годы, Осип Эмильевич чувствует, что та публика, которой он читает свои стихи, зачастую не понимает их, и полностью понятны они только узкому кругу друзей, в котором талант Мандельштама ценят по-настоящему. 

Впоследствии через много лет после смерти Гумилева Мандельштам отмечает, что Николай Степанович лучше всех понимал его произведения и что одиноко беседовать с ним Мандельштам продолжает на протяжении долгого времени  после расстрела Гумилева. В 20-х годах Мандельштам обращается к прозе: рождаются на свет повести «Шум времени», «Египетская марка», «Четвертая проза».  

Осип Мандельштам

В своих прозаических произведениях Мандельштам активно высмеивает писателей-членов МАССОЛИТа, пишет, что хочет «плюнуть в лицо» всем писателем, пишущим «заранее разрешенное». Между МАССОЛИТом и Мандельштамом разворачивается настоящая вражда. Однако в советском правительстве вскоре находится защитник Осипа Эмильевича – Н. Бухарин. 

Он хлопочет о том, чтобы дать Осипу Эмильевичу возможность съездить в Армению в начале 1920-х годов. Поездка становится решающей для поэта: он вновь начинает писать стихи, однако напечатанное Мандельштамом «Путешествие в Армению» подвергается обширной критике в различных литературных газетах страны, после чего поэта практически совсем перестают печатать. 

Мандельштам чувствует всю трагичность и неминуемость сделанного выбора в пользу того, чтобы остаться свободной личностью, не мирящейся с нравами и правилами «века-зверя», как сам он называет ХХ век. Невиданная сила, пришедшая от осознания принятого решения, начинает звучать в его стихах. 

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей,
Я лишился и чаши на пире отцов,
И весельяи чести своей.
(отрывок из безымянного стихотворениянаписанного в 1931 году)

В 1933 году появляется стихотворение «Горец» (другое название – «Кремлевский дворец») - эпиграмма на Сталина. Мандельштам читает его в большом кругу слушателей. Б. Пастернак, охваченный тревогой за дальнейшую судьбу Осипа Эмильевича, говорит, что тот совершил «самоубийство». И действительно, один из присутствовавших при прочтении стихотворения, доносит на Мандельштама. 

Мы живемпод собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
(отрывок из стихотворения «Горец»)

Мандельштам – в ссылке в северном поселке Чердынь, затем – Воронеже. Там рождается цикл стихотворений «Воронежские тетради». Несмотря на то, что по окончании ссылки Мандельштам получает возможность вернуться в Москву и даже прожить там спокойно некоторое время, судьба его уже давно решена. 

Осип Мандельштам

В 1938 году поэта вновь арестовывают, обвиняют в антисоветской пропаганде и пособничестве «врагам народа» и приговаривают к пяти годам в лагере. Однако Мандельштама даже не успевают доставить по месту назначения – он умирает на пересыльном пункте во Владивостоке точное местонахождение его могилы до сих пор остается неизвестным. 

В одном из переводов Н. Мицишвили с грузинского на русский Мандельштам словно бы предсказывает собственную смерть: 

Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,
И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –
Я вежливо тихо уйдуНезаметно смешаюсь с тенями.
И собаки меня пожалеютцелуя под ветхой оградой.

Такой становится расплата Мандельштама за нежелание мириться с правилами и устоями времени, за стремление сохранить свою свободу и свободу своего творчества в столь тяжелые для вольной мысли годы.  Его творчество пронизано противостоянием «веку-волкодаву». Однако в произведении «Ода», написанном в 1937-38 годах, Осип Эмильевич пишет: 

Уходят вдаль людских голов бугры,
Я уменьшаюсь там – меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я сказатьчто солнце светит.


 

Надежда Рогожникова


  


 

Рекомендуем

Четвертый фестиваль современного российского искусства «Форма»
Масленица с музеем «Кижи»
Энн Дворак: пожертвовала карьерой ради любви
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
Геннадий Хазанов — артист, а не балагур
Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
«Арена смелых» длиною в жизнь. Солнечному клоуну 85!
Маленький народ великого разума. Джон Толкин
Выставка "YOUNG" в галерее "GUP"
Территории здоровья от мировых брендов