Партнеры Живи добром

«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»


9 февраля будет ровно 139 лет со дня рождения Народного художника РСФСР, лауреата Сталинской премии первой степени Петра Петровича Кончаловского. Статья будет посвящена биографии того, кто после ухода М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой занялся организацией общества «Бубновый валет», члены которого обращались к непрофессиональной живописи и стремились к воплощению «живых» форм на холсте. Того, кто, будучи «бубновалетчиком», сказал: «Футуристам здесь делать нечего» и попросил известного поэта В.В. Маяковского закрыть дверь с обратной стороны. Того, кто беспрекословно слушал свою супругу в оценке собственных работ и, если та считала, что картина неудачна, он безжалостно разрезал холст или загрунтовывал его. Того, кто за 60 творческих лет создал около двух тысяч полотен. Того, чья дочь стала известной писательницей (Наталья Кончаловская), а внуки - кинорежиссерами (Андрон Кончаловский и Никита Михалков). Того, кто создал множество потрясающих портретов таких деятелей культуры, как В.Э.Мейерхольд, А.Н.Толстой, С.Я.Маршак… Того, кто всю свою жизнь посвятил работе. Того, чья живопись отличалась особой плотностью, что казалось, будто бы краски замешаны не на масле, а на глине. Того, кто узнал Лувр прежде, чем посетил Эрмитаж.


Пётр Кончаловский


В 1907 году в возрасте 31 года Пётр Петрович Кончаловский, уроженец г. Славянка, получил звание художника за картину "Рыбаки тянут сети" (позднее была уничтожена самим автором). Тогда-то и начался отсчет его серьезной, всепоглощающей художественной деятельности. Пётр Петрович к тому времени имел большой опыт. Занятия в школе М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове, ВХУ при Академии художеств в Петербурге и мастерская батальной живописи П.О.Ковалевского. В юности «сезаннисту» довелось узнать великого М. А. Врубеля, который в 1902 году даже держал венец над головами Петра и Ольги Суриковой при церковном обряде венчания. Также на жизненном пути живописца встретился К. А. Коровин, по чьему совету Пётр уехал учиться в Парижскую Академию Р. Жюльена. Легендарного В. И. Сурикова, отца жены Ольги, Кончаловский считал своим духовным наставником на протяжение всей жизни. Художник владел языками и даже перевел книгу Э. Бернара о Сезанне. Также его делало отличным от других авангардистов 20 века то, что французская живопись была ему хорошо известна. Не удивительно, что на скандальной выставке «Бубновый валет» в 1910 году Пётр «влюбил в себя» А.И.Куприна, а А. В. Лентулова поразил своей «недоступностью».


Пётр Кончаловский


Всю жизнь художник искал новые творческие пути, переживал кризисы, порой приводимые к уничтожению работ, его отношение к свету и цвету постоянно менялось, что делало его живопись еще более разнообразной. Бесспорное влияние К.Коровина, живописи постимпрессионистов, а в особенности, Сезанна и Ван Гога (заметно в «Доме в розовом» и др. пейзажах Южной Франции), работ испанского художника Диего Веласкеса, а также одного из основоположников русского авангарда М. Ф. Ларионова. «Произведения Ван Гога,- писал П.Кончаловский, - раскрыли мне глаза на мою живопись…». Введение в композицию бумажных наклеек по примеру кубистов, реалистическое воплощение натуры после пережитой Первой мировой войны и «новый фовизм» позднего Кончаловского, перекрывающий почти всё, созданное им за долгие десятилетия. 


Пётр Петрович Кончаловский оставил за собой огромное творческое наследие, восхищаться которым и по сей день позволяет Третьяковская галерея. Между прочим, Совет Третьяковской галереи впервые приобрел картину Петра Кончаловского «Портрет Н. П. Кончаловской, дочери художника» в 1916 году и ещё через несколько лет открылась его первая персональная выставка.


Один из самых известных и признанных живописцев, «классик советского искусства» скончался 2 февраля 1956 года в Москве.



Алиса Волченко

       


 

Рекомендуем

Виктор Иванович сердится ("Крид 2" реж. Стивен Кейпл мл.)
Великий норвежский композитор
Рождённая быть звездой. Кристина Риччи
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
«Россия - Япония: перекрёстки истории и культуры»
38-й ММКФ. Конкурс. "Дочь" реж. Реза Миркарими
Премьера спектакля «Сильвия@Love» в Санкт-Петербурге
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Ян Флеминг: шпионский роман
Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)