Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»: почему это так важно и интересно?
7 октября 2015 года в Москве, в Третьяковской галерее открылась выставка Валентина Серова, приуроченная к 150-летию художника. Представленная экспозиция стала одним из самых громких и ожидаемых проектов этого года, мимо которого действительно было сложно пройти: центральные каналы несколько раз анонсировали событие, все серьёзные периодические издания посвятили строки творчеству художника и значению выставки в культурной жизни столицы. Кураторы Третьяковки решили предать мероприятию долю медийности, создав для выставки собственный сайт, выпустив в электронном виде её каталог и оживив девочку с персиками в коротком видеоролике. Масштаб происходящего на Крымском валу можно оценивать с самых различных ракурсов. Прежде всего, грандиозность выставки состоит в объёме экспозиции. Впервые на одной площадке присутствует такое количество работ, выполненных в разных техниках. Экспозиция поделена на несколько частей, где представлены живопись, графика, иллюстрации к книгам, а также работы Серова, выполненные для театра. Около двухсот пятидесяти произведений художника были собраны из двадцати пяти российских и четырёх зарубежных музеев. Также были привлечены девять частных коллекционеров. По количественным и географическим факторам – это самая широко-представленная персональная выставка в галерее. По словам Зельфиры Трегуловой, директора Третьяковской галереи на Крымском Валу, подготовка к таким большим событиям может длиться годами: в конкретном случае у кураторов ушло около трёх лет на подготовку. Количество причастных к выставке людей выходит далеко за пределы мира искусства. Так, например, для того чтобы привезти портрет Александра III, постоянно находящегося в наши дни в штаб-квартире королевской гвардии в Копенгагене, пришлось прибегать к помощи посольства Дании в Российской Федерации. Из коллекции парижского музея Орсе в Москву прибыл портрет «Девушки, освещенной солнцем».
Безусловно, организаторы выставки хотели сделать акцент на именах и историях. Каждая картина сопровождается небольшим рассказом о личности и её роли в истории России, будь то Николай II или же простая русская крестьянка. Уже упомянутый видеоролик о девочке с персиками приоткрывает дверь в историю написания этой картины, приглашая нас заглянуть как в личную жизнь самого художника, так и в жизнь его героини. Гостивший на даче у Саввы Мамонтова, отца изображенной на картине Веры, Серов решил написать её портрет, чему она, конечно же, обрадовалась, несмотря на то, что на улице было жарко и ей очень хотелось гулять… И вот мы уже погрузились в залитую солнцем летнюю комнату, где пишет юную Веру Мамонтову великий Валентин Серов.
В холле Третьяковки на Крымском валу стоит большой экран, проигрывающий этот ролик для тех, кто перед посещением не успел посмотреть его в интернете. Картина, открывающая выставку – «Девочка с персиками». И вот, попадая в первый зал, прямо напротив входа мы видим знакомый с детства образ, который только что рассказал нам свою историю. Можно предположить, что организаторы выставки решили не интриговать публику, сразу показав наиболее известную работу мастера. Самый неискушенный зритель удовлетворил свой главный интерес: с первых секунд пребывания на выставке он влился в неё, почувствовал себя своим, увидев что-то знакомое.
Помимо очевидной художественной ценности выставленных работ, широты представленной экспозиции, стоит уделить внимание и выбору места проведения выставки. Филиал на Крымском валу на протяжении многих лет был болевой точкой для Третьяковской галереи: москвичи и гости столицы практически не доходили до этого места даже во время выставок, казалось бы, популярного русского авангарда. С приходом в галерею Зельфиры Трегуловой, ситуация начала меняться: во-первых, наконец, стало ясно, что на Крымском валу находится не только Центральный дом художника и Музеон, но и филиал Третьяковской галереи, а во-вторых, само выставочное пространство приобрело современный вид: в холле появилось модное кафе, гардероб и кассы перестали выглядеть морально устаревшими. Выставка Серова, безусловно, станет важным событием для музея и привлечет большее количество людей на Крымский Вал, который, вероятно, очень скоро рискует стать одним из главных выставочных пространств Москвы. Стоит отметить главное преимущество проходящей выставки работ Серова: она не оставит равнодушным ни простого обывателя, ни разбирающегося в искусстве знатока. Неискушенный зритель насладится яркостью красок, знакомыми лицами и пейзажами, а эстеты, сидя после выставки в одном из кафе в расположенном напротив Парке Горького, будут спорить о том, удалось ли кураторам до конца передать идею, и вообще была ли она, идея?
Саша Скворцова
|
Рекомендуем |