Партнеры Живи добром

Георг Фридрих Гендель. Музыка в веках


Одна из важнейших личностей в летописи искусства. Выдающийся музыкант, он обнаружил новые тенденции в усовершенствовании жанра оратории и оперы.  Появился на свет 23 февраля 1685 года в Галле, в семье врача - хирурга, служившего при дворе. Музыкальные способности композитора были замечены еще в раннем возрасте, но глава семейства не относился к этому серьезно. Он не считал занятия музыкой достойным занятием для жизни, отец хотел вырастить из мальчика юриста. Когда Георг достиг возраста 9 лет, его отец, вопреки своим планам, отдал сына на занятия к главному музыканту города Ф. Цахову. 


Цахова безусловно можно было считать наставником Генделя в творческом отношении. Успешный и талантливый музыкант, слышавший первоклассные музыкальные произведения своей эпохи. Цахов поведал своему ученику многогранность стилей музыки, привил чувство прекрасного, помог придать его технике большее мастерство.  Персона Генделя очень рано стала известна в стране, ему тогда было около 11 лет. 


В 1702 году Георг все же идет изучать право в университет своего города, выполняя предсмертное желание отца, в то же время он преподает пение и состоит на службе органиста в церкви. 


Гендель


Гендель, желающий безукоризненности и увеличения круга интересов, в 1703 году переезжает в Гамбург. Именно там, впервые в Германии, появился публичный театр оперы, который по своему уровню ничуть не уступал другим европейским театрам. Георг тяготел к опере. Жажда узнать изнутри оперную музыку вынуждает его наняться на малую должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Сотрудничество с Маттезоном и Кайзером оказало немалое воздействие на Георга. Подчерк Кайзера прослеживается в значительном количестве произведений Генделя. 


Первые оперные постановки «Альмира»(1705) и  «Нерон»(1705) становятся весьма успешными, однако музыкант не останется надолго в Гамбурге. Он отправляется в Италию, чтобы впитать в себя новые оперные звучания. Первые итальянские оперы «Родриго»(1707) и «Агриппина»(1709)  производят восхищение на чрезвычайно разборчивых и изнеженных итальянцев. Гендель получает признание. Наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло вошел в именитую Аркадскую академию. Ему стали поступать поручения на создание музыкальных произведений для итальянского дворянства. 


В 1716 году композитор окончательно переезжает в Англию, именно там происходит апогей его карьеры. С самого начала англичане восприняли Генделя как виртуоза итальянского стиля, но совершенствуясь в своем исполнении, музыкант смог обойти всех своих интернациональных конкурентов. Музыкант сподобился почтения, которого не был удостоен прежде ни один иностранец: в 1713 году его произведение Te Deum было написано для  исполнения на празднике, устроенном в честь заключения  Утрехтского мира.


Гендель в 1720 году становится руководителем лондонского театра оперы, беря в свои руки управление Академией итальянской оперы. Рождаются несколько музыкальных творений  -  «Радамист» (1720), «Оттон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделинда» (1725), «Адмет» (1726).


В этих произведениях музыкант отходит от привычной ему итальянской оперы и привносит свою эстетику: яркую по характеру, психологически глубокую и драматичную. Его произведения были  без сомнения лучшими в жанре итальянской оперы, они были прогрессивными. Академия прекращает свое существование в 1728 году, однако успешность музыканта от такого развития событий не уменьшается. В 1727 году исполняются антемы, заказанные королем Англии Георгом II, по случаю его коронации. 


Не теряя надежду на спасении оперы, Гендель отправляется в Италию, чтобы набрать новую группу музыкантов. Новый  сезон  Академии открыло в 1729 году произведение «Лотарио».  В жизни музыканта начинается новая волна созидания. «Порос» (1731), «Орландо» (1732), «Партенопа» (1730) –в этих произведениях автор оживляет итальянскую оперу. Достигает гениальной естественности и всесторонней выразительности в своей музыке. Вдобавок чувствуется отклонение от серьезной оперы к легкой и ироничной, лирико-комической. 


Гендель


Академия вновь закрывается в 1737 году. Маэстро тяжело переносит это, возникают проблемы со здоровьем и практически 8 месяцев он не притрагивается к работе.

Однако он выкарабкался, его внутренний дух берет верх, и он возвращается к жизни. Заканчивает работу над жанром оперы, которому посвятил огромный отрезок своей жизни написанием последних оперных шедевров - «Именео», «Дейдамию».


В 1738 году появляется несколько великих произведений – «Саул» и «Израиль в Египте» - преисполненных мощью победы, величием человеческого духа и свершений. 1740 – е годы стали блестящими в карьере музыканта. Всемирно известные сочинения «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл» были созданы в очень короткие сроки (1741-1743) и в огромном творческом напряжении. С марта по октябрь  1745 года Гендель пребывает в глубочайшем упадке, но он не сдался и победил в себе это недуг. Композитор сочиняет две шедевральные оратории: «Ораторию на случай» (1746) и «Иуду Маккавея» (1747). Гендель стал любимцем Англии. Последние создание им оратории «Выбор Геркулеса», «Теодора» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) демонстрируют всю глубь духовной драмы, ранее недоступной. 


В 1751 году музыкант окончательно теряет зрение. Его похоронили в Вестминстере, как он и желал. Музыкальные произведения  Генделя по сей день несут в себе огромную мощь и энергию. Его произведения магическим образом раскрывают глубины души и силу человеческого духа.


Интересные факты


О первом концерте Генделя в Лондоне

Музыкант прожил более сорока лет в Лондоне, но мало кто знает, что на его первый концерт не пришло ни одного зрителя. 


Гендель и Оксфорд

Музыканту было присвоено звание доктора Оксфордским университетом. Как оказалось на диплом нужно платить, от чего Гендель отказался. 


Гендель  и издатель

Один лондонский издатель, выпустив оперу Генделя «Ринальдо» заработал большую сумму денег, но композитор получил от этого лишь незначительное количество. После чего отправил издателю письмо: «В следующий раз, чтобы никто не был обижен, вы пишете оперу, а я её издаю».



Нигина Фасхутдинова




 

Рекомендуем

Уиллем Дефо. Просто парень из Висконсина
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский
Элина Быстрицкая - молодость духа или годам вопреки!
Современный классик мировой литературы. Харуки Мураками
«Гениальная итальянка»
Гений Леонида Дербенёва
Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Нравственный выбор в романах Стендаля
Ия Саввина: счастливая и несчастная
Фильм недели. "Невероятная жизнь Уолтера Митти"