Партнеры Живи добром

Владимир Высоцкий: взлеты и падения легенды

 

Нет, жить можно, жить нужно и — много:
Пить, страдать, ревновать и любить, —
Не тащиться по жизни  убого —
А дышать ею, петь её, пить!

(Владимир Высокций)

За последнее десятилетие Владимир Высоцкий стал настоящим кумиром и легендой сегодняшнего времени. Согласно социологическим опросам, его популярность в 2010-х годах внезапно взлетела, уступив место только народной любви к первому советскому космонавту Юрию Гагарину. 

По всем городам России устанавливаются памятники, мемориальные доски, бюсты Высоцкого, его именем называются улицы, парки, набережные, театры и даже скалы и астероиды гордо носят его имя. Чем же вызвана его небывалая популярность, ведь расцвет его творческой деятельности пришелся на далекие 1970-е годы, когда сегодняшние почитатели его таланта либо были еще совсем юны, либо вовсе не родились? 

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий – человек необъятной личности и многогранного таланта. Он писал простые и понятные народу песни, трогающие за душу, сочинял стихи про очень нужные и важные вещи в жизни каждого человека: про солдат, отдавших жизни за свою родину, про верную дружбу и настоящую любовь. 

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви - великая страна!

И с рыцарей своих - для испытаний –

Всё строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули...

 

Владимир Высоцкий навсегда останется в памяти народа как превосходный актер театра и кино. Закончив школу-студию МХАТ, он играл в театре А.С. Пушкина, пытался поступить на службу в «Современник», но многие годы жизни отдал тяжелой и вдохновенной работе в Московском театре драмы и комедии на Таганке.  

Играя «Гамлета», он до остатка выворачивал себя наизнанку, оставляя на сцене все свои силы, отчаянно, с надрывом, словно бы намеренно стараясь измотать себя до изнеможения. На разрыв аорты он отпевал бесконечные концерты (буквально, ибо ближе к концу жизни у него однажды лопнул в горле сосуд, отчего смерть вплотную приблизилась к нему).  

Владимир Высоцкий

Но не к смерти он стремился, не ее он желал, терзая свой организм, лишая себя сна и отдыха. Всем свои существом он жаждал жизни, он не хотел упускать ни одной секунды своей жизни, наполняя ее работой, писанием стихов, театральными репетициями, репетициями и съемками в кино, музыкальными концертами, записями песен, встречами с друзьями, вином, женщинами… 

Только бы заглушить унылое однообразие жизни, только бы поскорее жить. Его современники в последнее время очень часто вспоминают, что он постоянно находился в движении, он не ходил, а бегал, быстро ел, спал, писал песни, он торопился заполнить все мгновения отпущенного ему срока активной деятельностью, смыслом, творчеством. Любое промедление как уход в небытие, как непростительная ошибка, упущение бесценного времени. Убивая себя в творчестве, он давал себе жизнь в вечности. Но это ли сподвигло сегодняшних юношей и девушек, пап и мам и более возрастное поколение возродить интерес к персоне автора и исполнителя Владимира Высоцкого? Представляется, что дело далеко не в этом.

В 2000-е года, когда Россия окончательно освободилась от гнета социалистической пропаганды, когда общество стало смелее высказывать свои взгляды, мнения, а со дня смерти Высоцкого прошло уже более двадцати лет, его жизнь стала приоткрываться с ранее неизвестной почти никому стороны. Друзья и самое близкое окружение Владимира Высоцкого стали – кто письменно, издавая автобиографии, кто устно, давая интервью в документальные фильмы, – делиться воспоминаниями о его жизни. Давность лет снимала с них обвинения в разглашении подробностей личности жизни друга и возлюбленного. Медиа, в погоне за рейтингами, в наибольшей степени интересовалось последними годами жизни Высоцкого, полных неприглядных подробностей. 

Владимир Высоцкий

Так, режиссеры документалисты приложили максимум усилий к тому, чтобы по дням и часам восстановить хронологию событий жизни Высоцкого в завершающий период его жизни, обозначенный клинической смертью, злоупотреблениями алкоголем и наркотической зависимостью. Их усилия были закреплены выпуском в 2011 году интригующего фильма Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» со сценарием самого сына главного персонажа фильма – Никиты Высоцкого. 

Чудеса грима позволили оживить кумира XX века на большом экране, опять же, подробным образом изобразив события, приведшие Высоцкого к смерти. Друзья, сокрушающиеся из-за того, что не уберегли хорошего друга, не смогли помочь ему справиться с пагубными пристрастиями, а даже наоборот, рискуя своей свободой, доставали ему «лекарства» для избавления от навязчивой мрачности окружающей жизни.  

Владимир Высоцкий

Врачи, вынужденные все оставшиеся годы жалеть о том, что побоялись брать на себя ответственность реанимировать Высоцкого, делая это в условиях обычной городской квартиры, что и привело в итоге к его смерти.Вот и получается, что за последние годы интерес к творчеству Владимира Высоцкого снижается, а интерес к его закулисной жизни бьет все рекорды, потому что узнавать о падении идеала намного заманчивее, нежели потрудиться вникнуть во все то, что он пытался сказать людям своим творчеством. 

Знать Владимира Семеновича Высоцкого как человека необычайного таланта, выносливости, высочайшего человеческого достоинства, искренности в каждом действии – будь то роль в кино, театре, исполнение или написание песни, дружба с людьми или влюбленность в женщину – знать его как человека, который передает в мир всю полноту дарования, отпущенного ему богом, значит, самому оставаться интеллигентным, высококультурным человеком. 

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой»


 

Анна Иоки




 

Рекомендуем

Итоги проекта «Театральное ПТУ 6.0»
Презентация монографии В.В.Игошева «Строгановское художественное серебро XVI-XVII вв.»
Ульяна Лопаткина - «икона» русского балета
Жизнь в роковом цвете. Спектакль «Русский рок» в Центре им. Вс. Мейерхольда
РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Александр Довженко - Микеланджело XX века
Рёв и Скорость («Ford против Ferrari» реж. Джеймс Мэнголд)
Обещать – не значит жениться («Эмма.», реж. Отем де Уайлд)
Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай
Франсиско Гойя: история о настоящем испанском мачо