Партнеры Живи добром

Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета



Искусство танца - уникальное средство передачи 

чувств, эмоций и состояния души с помощью 

универсального и понятного всем языка тела.


Великий танцор и хореограф Вацлав Нижинский родился 12 марта 1889 года, 126 лет назад в Киеве. Его отец, Томаш Нижинский, был танцовщиком в четвертом поколении. Когда отец оставляет мать Вацлава Элеонору с тремя детьми - Вацлавом, его старшим братом Станиславом и сестрой Брониславой, она с детьми перебирается в Петербург. В августе 1900 года Элеонора приводит детей в Императорскую балетную школу, где Николай Легат, премьер Мариинского театра, заметив талант Вацлава, настаивает на том, чтобы Нижинского приняли. В последствии Вацлав с отличием заканчивает школу.


Еще до окончания школы, в 1907 году, в свои 18 лет Вацлав принят в труппу Мариинского театра, где очень скоро становится новым премьером театра. Нижинский танцует первые роли в балетах Михаила Фокина «Павильон Армиды» (Белый раб), «Египетские ночи» (Раб), «Шопениана» (Юноша). Его партнершами становятся балерины Кшесинская, Преображенская, Карсавина. 


Вацлав Нижинский


В это время, в начале ХХ века русское искусство, русский балет становится невероятно модным и популярным в Европе, начинаются «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. Первый сезон русского балета 1909 года имеет огромный успех. Как раз на это время приходится и расцвет карьеры Нижинского. Все говорят о великом прыжке Вацлава Нижинского: вопреки законам гравитации, он зависает в воздухе во время прыжка и перелетает практически через всю сцену. Во время прыжка он действительно мог сделать более десяти вращений, что в то время было абсолютным рекордом. Расстояние от авансцены до задника Вацлав преодолевал одним прыжком. Вацлава Нижинского называют не только талантливейшим и величайшим танцором в истории балета, но и прекрасным актёром за его способности перевоплощения. Он постоянно удивляет зрителей новыми идеями, костюмами и пластикой. Публика в восторге и требует Нижинского!


При этом воспоминания самого танцора об этом времени не столь романтичны: “Дягилев платил 65 рублей в месяц. Этих денег хватало, чтобы не умереть с голоду самому и прокормить мать”


Однако те смелые новаторские решения, которые поддерживает Дягилев, не приходятся по вкусу консервативному руководству Мариинского театра. В 1911 Нижинского увольняют из Мариинки за выступление в партии принца Альберта (балет “Жизель”)  в абсолютно неподобающем виде, в слишком “непристойном” на тот момент костюме, созданном Александром Бенуа. После этого скандала Вацлав окончательно попадает под покровительство Дягилева, работает на него и живёт с ним.


В 1912 году Вацлав Нижинский под покровительство Дягилева пробует себя в роли хореографа и репетирует свой “Послеполуденный отдых фавна”. Любуясь фигурами на древнегреческих вазах, он берёт стиль вазописи в основу нового танца. Нижинский начинает создавать собственную школу танца: новая пластика, его фантазии. 


Премьера создает много шума, зал не понимает постановку, и балет повторяют вновь. “Это скандал!” и “Это сенсация!”. В защиту Нижинского выступает сам Огюст Роден, восхищающийся постановкой и кричащий “Браво!”. После просмотра “Фавна” Париж раскалывается на 2 лагеря: тех, кто считает, что это гениально, и тех, кто невообразимо возмущен.


"Нижинский - один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души"

О. Роден


В 1913 состоится премьера другого балета Нижинского - “Весна Священная” на музыку Стравинского с абсолютной симметрией в постановке танца. В результате, между сторонниками и противниками нового балета даже происходят драки, и лишь спустя всего несколько лет постановка признается шедевром современного балета. Также Нижинский вдохновляется работами Гогена во время создания балета “Игры”.


Переломный момент в судьбе гения наступает после его бракосочетания и венчания в сентябре 1913 года с танцовщицей Ромолой Пульской. Дягилев крайне ревнив, его гнев оказывается ужасен, и пока молодожены наслаждаются медовым месяцем, Дягилев присылает Вацлаву телеграмму, где констатирует факт разрыва контракта с танцором, и что он (Дягилев) в Нижинском более не нуждается. Это новость сильно ударила по психике Нижинского. Для молодой семьи наступило непростое время. Нижинский выкручивался как мог в попытке продолжать постановки своих спектаклей. Он приглашает к работе никому не известного тогда художника Пикассо, музыку пишет некий Морис Равель.


Но Дягилев использует всю свою силу, всё влияние – он подаёт судебные иски, пытается оспорить авторские права. Из-за этого спектакли Нижинского снимаются со сцены один за другим. Всё это очень сильно отражается на слабом психическом здоровье Вацлава. С 1914 года в Варшаве Нижинский погружается в себя и работает над системой записей движений человека. 

Для того, чтобы глубже узнать и прочувствовать переживания Вацлава Нижинского в то сложное для него время стоит обратиться к его автобиографичной книге “Чувства”: свои переживания и признания Нижинский отобразил в тетрадях “Жизнь” и “Смерть”, найденных его женой в детских вещах дочери. Впоследствии он объединил эти записи и назвал книгу “Чувством”. Он много размышлял о Боге и душе, о добре и зле, о темном и светлом, о мире и роли человека в нём, о вечном, об искусстве как о способе миропознания.


“Я хочу назвать эту книгу Чувством” - говорил Вацлав Нижинский.


Последний танец Нижинского произошел в местечке Сан-Мориц в Швейцарии зимой 1919 года, после которого он окончательно ушёл в себя и свою болезнь (диагноз - шизофрения). 


Вацлав Нижинский


Последние годы жизни Вацлав Нижинский провел в различных психиатрических клиниках и приютах.


“Я человек, а не зверь. Я люблю… всех” “Я знаю хорошо, что мне надо. Я человек сильный, а не слабый. Я не болен телом. Я болен душою. Я страдаю” - писал Нижинский в своих записках.


Безусловно, любовь, страсть, страх и, возможно, ненависть сыграли свою главную роль в судьбе Нижинского. Также как сыграли свою роль в его жизни два ключевых персонажа - его жена Ромола и Сергей Дягилев.

Великий танцор умер 8 апреля 1950 года в Лондоне, позднее его прах был перевезён в Париж и захоронен на кладбище Монмартра.


Полезные дополнительные материалы:


Nijinsky. Herbert Ross, USA, 1980 - художественный фильм 


Мемуары Нижинского “Чувство”


Цикл из 4х передач “Контрданс” Аллы Сигаловой о Нижинском 


Большим собранием произведений искусства, посвященных Вацлаву Нижинскому владеет Джон Ноймайера.



Анастасия Колокольчикова



 

Рекомендуем

Как развлекаются французы?
Open-аir Фестиваль «Подмосковные вечера» 6-й сезон, 5 и 6 июля
«Спор о бороде»
Роджер Дикинс: скромный мастер операторского искусства
Поль Гоген. Постмодернизм современности
Трансцендентализм Ральфа Эмерсона
Фильм недели. «Последняя сказка Риты»
Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы»
Национальный день Государства Катар в Москве
Джанфранко Ферре – итальянец, покоривший Францию