Партнеры Живи добром

Шарль Монтескье. Культ Разума


Если в Средние Века церковники угнетали тело и превозносили дух, если в эпоху Ренессанса художники, возрождая античность, воспевали красоту человеческого тела, то в эпоху Просвещения учёные, сомневаясь во всем на свете, использовали человеческий разум как инструмент познания мира.

Одним из великих мыслителей эпохи Просвещения наряду с Дени Дидро, Франсуа-Мари Вольтером и Жаном Жаком Руссо был Шарль Луи Секонда барон де Ла-Брэд и де Монтескье. 

Шарль Монтескье

По линии матери Шарль Луи происходил из аристократического рода. Его предки перебрались с берегов Туманного Альбиона во Францию после окончания Столетней войны. Офранцузившиеся англичане обосновались в Аквитании, неподалеку от города Бордо, в замке Ла-Брэд. Мать Шарля осталась в истории как женщина умная и религиозная. К несчастью, она рано отошла в мир иной, оставив на попечении своего мужа Жака шестерых детей. Младший сын своего отца, гасконского дворянина, Жак де Секонда не имел прав на фамильное поместье и земли, но он сумел поправить свои дела женитьбой на наследнице замка Ла-Брэд, Мари-Франсуазе де Пинель.

В течение долгих лет предки Шарля Луи Монтескье, находясь в оппозиции к правящей династии, жили в уединении, тишине и покое. Искусственный блеск и лоск королевского двора в Париже не влек к себе их безмятежные сердца. Первое образование Шарль Луи получил в коллеже при монастыре, основанном ораторианцами (оратория – молельня, где проводились собеседования с прихожанами). Этот католический монашеский орден жил в послушании, не принося обетов, и занимался благотворительностью, науками, философией и духовной музыкой. В колледже львиную долю внимания уделяли светскому воспитанию, нежели религиозному, поэтому в дальнейшем Монтескье не раз демонстрировал превосходное знание античной литературы, истории, философии и не скрывал скепсиса к христианским догмам. Среди философских учений Шарль выделял стоицизм, идеалом которого был невозмутимый мудрец, мужественно переносящий испытания.

Примечателен тот факт, что дядя Шарля, бездетный барон де Монтескье, во многом определил жизнь своего племянника, будущего властителя дум. Именно благодаря дяде Шарль изучил юриспруденцию, получил должность президента парламента в Бордо, большое наследство и даже жену – некрасивую, хромую, но богатую – Жанну Лартиг. Забегая вперед, можно сказать, что Жанна Лартиг честно выполнила свой супружеский долг, родив Шарлю наследника и двух дочерей.  В благодарность Шарль Луи Монтескье частенько оставлял супругу в провинции, в то время как сам колесил по улицам Лондона, Парижа, Флоренции, вел свободный образ жизни, получая удовольствие от общения с умными дамами.

Отправление судейских обязанностей в качестве президента парламента не приносили пытливому уму философа удовлетворения, и Монтескье из любви к знаниям пополнил ряды бордоских академиков. Из-под его пера вышли статьи о прозрачности тел, о приливах и отливах, о почечных железах, о сущности болезней и многое другое. Все его работы отличались интересными наблюдениями, удивительными гипотезами, дельными замечаниями, но они были совершенно бесполезны в научном отношении, ведь они не способствовали прогрессу научной мысли. Выдающейся чертой деятелей эпохи Просвещения был энциклопедизм, всесторонняя образованность и глубокая осведомленность в разных сферах. Шарль, как один из ярких представителей эпохи, не остановился на достижениях в области права и естественных наук и с головой погрузился в литературу.

Шарль Монтескье

Дебютный роман «Персидские письма» принес Монтескье успех. Попытки спрятаться под псевдонимом оказались тщетными, общественность без промедления установила авторство. Роман написан от лица путешествующих по Европе персидских вельмож – Узбека и Рика. По ходу поездки, они отправляют друг другу письма, в которых осмеивают быт, моду, поступки и болтовню французов всех полов, возрастов и мастей: ловеласов, интриганов, священников, алхимиков и дураков. Француз, прочитавший роман, найдет в книге сатиру на восточную деспотию, умный француз найдет, что и во французском королевстве все не так гладко, как хотелось бы, а перс, попади к нему в руки книга, найдет в книге сатиру на монархию и вовсе не заметит, что автор высмеивает законы и его родины. Автор не навязывает свое мнение читателю, он предоставляет ему право делать выводы самостоятельно.

Однообразие лекций в Парижской академии и тесное общение с парижскими острословами в клубе Антресоль натолкнули Шарля Луи на мысль о путешествие по Европе. Монтескье гнала вовсе не скука и не праздное любопытство. Его интересовали законы, история, обычаи и традиции народов. Он общался с видными деятелями эпохи: историками, учеными, правоведами, политиками и даже самим папой Бенедиктом XXII. Вернувшись во Францию после трехгодичного отсутствия, Монтескье принялся писать книгу, идея которой ему пришла еще в юности, когда он только начал изучать казуистическое французское право.

Двадцати лет жизни потребовал сей фундаментальный труд. Книга «О духе законов» впечатляет эрудицией автора, широтой взглядов, скрупулезностью и основательностью. Монтескье, опираясь на исторический опыт, доказывает, что предрассудки правителей являются также и предрассудками народов. Философ выдвигает три типа предрассудков и соответствующие им три типа правления: честь – монархия, добродетель – республика, страх – деспотия. Дух нации формируют внешние условия: климат, рельеф, почва, религия, обычаи, и др., которые определяют потребности народа.  

Таким образом, мы получаем, что существующий в стране тип правления наиболее подходит данному народу одновременно по психологическим и физическим параметрам. Правитель народа, издавая законы, не должен игнорировать ни внешние условия, ни психологию народа, в противном случае государство обречено на гибель. Выбирая между тремя типами правления: деспотией, монархией и республикой, Монтескье всегда оставался верным приверженцем существующего во Франции строя. Он от мозга до костей был аристократом, дворянином мантии, сторонником монархии, которую возводил до высшей степени – конституционной, когда власть короля (исполнительная власть) ограничивается законодательной и судебной властью, независимой одна от другой.

Шарль Монтескье

Он не мог себе представить, что его сочинения будут раздергивать на цитаты Робеспьеры, Дантоны и Мараты, сначала добиваясь казни короля и королевы Франции, а потом гильотинирования политических противников. Он не мог представить, что под влиянием именно его мысли случится Великая Французская революция и война за независимость в Америке.

Истина в том, что Монтескье зачитывались не только аристократы, но и лавочники, которых угнетала неограниченная монархия. Призыв к свободе личности они интерпретировали как призыв к беззаконию. Без сомнения можно говорить, что американская Декларация независимости и французская Декларация прав человека и гражданина написаны под влиянием его книг.

Шарль Монтескье

Деятельный Монтескье до конца своих дней не знал праздности, он работал над статьями в кабинете замка, в поте лица трудился на виноградниках, часто наведывался в Париж.

Последним делом Монтескье стало вызволение друга из Бастилии, куда тот угодил из-за запрещенной правительством книги «О духе законов». В сыром и холодном Париже Шарль заболел пневмонией и умер, но прежде все-таки вытащил друга из-за решетки. За печальной похоронной процессий, сняв шляпу с могучей головы шел только один человек, и этим человеком был философ-просветитель Дени Дидро.



Скобина Евгения




 

Рекомендуем

Людмила Петрушевская: кабаре одного автора
"Zомбилэнд: Контрольный выстрел" – идеальный зомком?
Премьера. "Полный расколбас" от Сета Рогена и его друзей
Реальные пираты
В Крыму впервые пройдёт выставка петербургского фотографа Станислава Левшина
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
Независимые книжные магазины Москвы
Подари «солнечным» детям чудо!
ГПИБ России представляет. Декабрь
Музыка-головоломка: гамбист Феликс Антипов о своей редкой профессии