Партнеры Живи добром

XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"


"Бесит быть нормальным"


Одна из приятных находок Бритфеста —  фильм малоизвестного в России Роберта Маллона «Бесит быть нормальным» (“Mad to be normal”) рассказывает историю эксперимента шотландского психотерапевта Рональда Лейнга. Кингсли-холл — это психотерапевтическая община, где доктор и его пациенты жили вместе без всяких больничных палат и лекарств. Методика Лейнга заключалась в том, чтобы «просто дать человеку выговориться, если он захочет». Недаром британский врачеватель душ обрел популярность по всему миру и подвергался жесткой критике со стороны коллег. И все же многие его методики легли в основу современной психотерапии, за исключением, разумеется, применения ЛСД и похищения пациентов из клиники.

Картина оставляет впечатление легкого безумия, которое присуще не только и не столько самим больным. Доктор Лейнг, прекрасно исполненный Дэвидом Теннантом, косноязычен и немного грубоват. Психиатр всегда со своими больными: вместе они обедают, медитируют и посещают светские мероприятия. Теплота, внимание и профессионализм терапевта часто превращают его отношения с пациентами в дружбу, и порой сложно сказать, насколько эта дружба позволяет сохранить психическое здоровье. Лейнг, скажем, способен выть на луну вместе с приятелем психопатом и вполне серьезно относится к своим соседям по жилищу, среди которых есть Иисус, высшая жрица и толкователь Апокалипсиса. При этом собственная семья (даже две) не привлекают столь пристального внимания доктора, поэтому его новая жена страдает, вынужденная бороться за вниманием мужа с психами.

Фильм при внимательном просмотре оказывается очень глубоким, серьезно и внимательно продуманным. Герои его не однозначны, течение не предсказуемо. Сам Лейнг не просто гениальный врач, он человек, у которого были свои причины стать тем, кем он является, это вполне точно передано парой флешбеков и умело подчеркнутыми деталями. Прекрасна Элиизабет Мосс в роли его молодой жены, страдания которой вполне понятны, так что нельзя не сопереживать этой женщине, которой уготовано вечно оставаться в тени мужа. Можно отметить игру Гэбриела Бирна, который, исполняя роль психически больного, внушает трепет, ощутимый даже через экран.

Легкое безумие происходящего в фильме отлично обрамляется своеобразной манерой съемки, когда зритель резко, без обиняков перебрасывается с одного кадра на другой, и это создает впечатление провалов в памяти или состояния измененного сознания, несмотря на то, что канва сюжета остается непрерывной.

Нельзя не сказать об эстетической составляющей фильма: в нем все вкусно — костюмы, интерьеры, виды улиц. Британия 60-х с ее кислотно-психоделическими, восточно-буддистскими и рок-н-ролльными мотивами изображена так хорошо, что хочется окунуться в эту атмосферу с головой. Чего только стоят бесподобные рубашки Лейнга с принтом арабский огурец или бархатные костюмы бордового и изумрудного цветов! Или комнаты в Кинглси-холл, с восточными подушками и пледами, залитые желтым светом ламп, который оттеняет атмосферу замкнутости и отрешенности пространства, где живут сумасшедшие.          

Одним словом, картина снято добротно и сочно, что еще более радует, ведь она рассказывает о важной для науки о психологии персоне: человеке, который сделал очень многое, чтобы изменить наше представление о психически больных, а потом — и о здоровых. Фильм не ставит перед собой дидактических целей — здесь никто не будет учить вас морали и нравственности, однако мысль, которая становится кредо Лейнга — дать человеку возможность говорить, чтобы услышать и понять его, - невольно начинает стучаться в голове. Следовал ли сам доктор этой принципу, если дело не касалось его пациентов, - это большой вопрос, на который можно ответить, только посмотрев картину. Всем кто увлекается психологией и любит красивое кино рекомендовано к просмотру.


"Бесит быть нормальным"


Мария Головина



 

Рекомендуем

Скандалы модного дома Calvin Klein
Чего хотят женщины
Жизнь и творчество отца Шерлока Холмса
Геометрия Казимира Малевича
Ничто не может сломить человека («Сильнее» реж. Дэвид Гордон Грин)
Кино. Личность. Искусство по Гайдаю
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
Классика чернил и пера в простом слове Parker
Музыка, достойная Оскара
FollowTheFabrika. Четвёртый этап