Партнеры Живи добром

Огонь! Огонь!


Первое, что представляешь, когда вспоминаешь роман Рэя Брэдбери «451о по Фаренгейту» – языки пламени, горящие книги, крики, взывающие о помощи. Однако, в интерпретации постановщика театра Et Cetera Адольфа Шапиро и главного режиссёра Роберта Стуруа произведение воспринимается по-иному. В этой постановке, поражающей своей экспрессивностью, нет пожара, но с потолка падает пепел, нет керосина, но то и дело на сцене мелькают огненные вспышки, нет завораживающих действий, но есть душераздирающие диалоги персонажей.

451 по фаренгейту

Спектакль «451о по Фаренгейту» идёт без антракта. Его длительность – 2 часа 20 минут. За это время успеваешь не только насладиться потрясающей игрой режиссёра Таллинского Городского театра Эльмо Нюганена в роли главного героя Монтэга, актрисы Марины Чураковой в роли его жены, заслуженной артистки России Марии Скосыревой в роли девушки и, конечно, заслуженного артиста России Игоря Яцко в роли Битти (брандмейстер, начальник Монтэга), но и углубиться в собственные рассуждения об окружающем мире. В представлении очень ярко и наглядно показаны все человеческие пороки, на которые делает акцент в своем романе-антиутопии Брэдбери: глупость, алчность, гордыня, хвастовство, ханжество, потребительское отношение, высокомерность, эгоизм – и этот список можно продолжать бесконечно. Насколько глубок смысл гениального произведения!

Главный герой, пожарный Монтэг, живёт в мире, в котором люди его профессии не тушат, а разжигают огонь. Его цель, как и цель команды, в которой Монтэг трудится, – уничтожить все книги, оставшиеся в городе. Такая цель была у Монтэга, пока он не столкнулся с протестом одной из жительниц. Старуха добровольно сгорела вместе со своими любимыми книгами. С того самого момента у героя наступает прозрение. Он понимает, что не желает жить в таком мире. Мужчина верит в рассказы сумасшедшей девушки, с которой часто разговаривает на улице. Он пытается спасти город от всеобщей деградации. Монтэг крадет одну из книг и принимается за чтение, пытаясь понять смысл исписанной бумаги, которую он ежедневно сжигал раньше, совершенно ни над чем не задумываясь.

451 по фаренгейту

Накал страстей чувствуется уже с первых минут спектакля, когда раздраженный Монтэг пытается отвязаться от надоедливой девушки, засыпающей его вопросами. Приходя домой, он видит типичную картину нашего времени: жена сидит перед телевизором. Но на сцене, как и в романе Брэдбери, это не просто телевизор, а три огромные стены, транслирующие разнообразную бессмыслицу. Марина Чуракова очень выразительно играет женщину, вечно сидящую перед экраном и совершенно не запоминающую и не понимающую смысл происходящего. Причём это самое непонимание героини распространяется не только на глупые сериалы, но и на реальную жизнь. Её подруги — их роли исполняют актрисы Анжела Белянская и Анастасия Кормилицына — также глупы и необразованны. Они живут, лишь потребляя, и не задумываются о последствиях. Монтэг же старается вразумить их, но попадает впросак.

Игорь Яцко, брандмейстер Битти, по сюжету спектакля демонстрируя свой интеллект, превосходно читает отрывки из произведений известных зарубежных, а также и российских писателей и поэтов. Из его уст слышны то реплики из «Гамлета», то строки Иосифа Бродского и Владислава Ходасевича. При этом сам его герой якобы книг не читает, потому что это противоречит закону. Неоднозначность характера Битти не даёт покоя до самой развязки спектакля «451о по Фаренгейту» и держит в напряжении. Хотя финал большинству зрителей известен, в надежде ждёшь положительной концовки.

451 по фаренгейту

«Вы слишком поумнели за последнее время. Это подозрительно», – ключевая реплика брандмейстера, обращённая к Монтэгу. После просмотра этого спектакля действительно хочется поумнеть. Именно с ним приходит осознание ценности книг и ничтожности необразованного мира. Представление наиболее полно и ярко раскрывает содержание романа-антиутопии Брэдбери, заставляя пережить эмоции, которые не каждый может прочувствовать при чтении, но способен ощутить во время постановки театра Et Cetera. Посещайте театры. Читайте книги.

 


Екатерина Винокуршина




 

Рекомендуем

Печать наследия. Иван Сытин
Каратыгин. «Первый трагик» своего времени
Александр Петрович Сумароков: «Друг российскому народу»
Анатолий Митяев. Как важно быть человечным
Величие Халка Хогана
Анастасия Резникова о тенденциях на модном рынке дизайна
Сон, который вы не забудете
Александр Довженко - Микеланджело XX века
Альбом "Carry fire". Роберт Плант несет огонь
Как (не) написать книгу