Партнеры Живи добром

«Мимоза» русской классики


Михаил Иванович Глинка по праву считается одним из первых создателей русской классической музыки. Его романсы и песни трогают слушателя за тонкие нити души, погружая во времена А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. Музыкальные произведения Глинки оказали значительное влияние на последующие стили в музыке.


В этом году исполняется 211 лет со дня рождения великого русского композитора. Его жизнь богата переживаниями, путешествиями и, безусловно, музыкальным опытом, который он черпал в каждой стране, в которой успел побывать.


Михаил Глинка


По новому календарю Глинка родился 1 июня 1804 года в небольшом селе Смоленской губернии. В совсем еще юном возрасте, примерно до 6 лет, маленький Миша воспитывался бабушкой по отцовской линии в традиционных нравственных понятиях. Фёкла Александровна полностью огородила мальчика от матери и взялась за его воспитание. В этот момент ребенок рос встревоженным и пугливым, среди людей он чувствовал себя мизерным и ничтожным. В дальнейшем этот небольшой начальный период своей жизни Глинка называл «мимозным», таким недотрогой он рос.


После смерти бабушки воспитание мальчика снова перешло в руки его родной матери. В этот момент Глинка начинает обучаться фортепиано и скрипке и постепенно приобщается к творческому окружению, поступив в Питерский Благородный пансион в 1817 году.


Окончив высшее учебное заведение, в жизни Глинки наступает период творческого поиска. Будущий композитор и начинающий талант музицирования путешествует, знакомится с европейской музыкальной культурой в Дрездене, Милане, Берлине. Впечатление о Европе значительно повлияло на талант и восприятие музыки Глинкой. В Россию он вернулся с новыми планами и идеями, главной из которой было написание оперы. После длительных размышлений, по совету В. Жуковского, Глинка выбрал предание об Иване Сусанине. Сразу после женитьбы на родственнице Жуковского, М. Глинка начал написание своей первой оперы. Именно она сейчас известна всему миру и считается настоящей классикой русской культуры.


Опера «Жизнь за царя» была не сразу принята и допущена к постановке. Прежде чем показать произведение молодого композитору искушенной публике, она прошла тернистый путь, состоящий из критиков и гениев театра и оперы. Премьера «Жизни за царя» состоялась в ноябре 1836 года. Успех был ошеломительным, опера была с восторгом принята публикой и обществом в целом.


Спустя 6 лет состоялась премьера второй оперы Михаила Глинки – «Руслан и Людмила». В сравнении с «Жизнью за царя» опера по великой поэме А. С. Пушкина была воспринята критически и со значительной долей скепсиса. 


Михаил Глинка


Серьезно переживая нападки критиков, композитор в очередной раз садится в поезд и уезжает далеко за пределы России, на этот раз в Испанию и во Францию, где черпает вдохновение и терпит душевные муки. В Париже Глинка познакомился с композитором Гектором Берлиозом, который положительно отзывался о творчестве Глинки. Весной 1845 года Берлиоз исполняет две композиции Глинки. Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих собственных музыкальных работ. Выступление произвело неизгладимое впечатление на французских зрителей.


Возвращение в родные края не стало продолжительным для Глинки. Композитор понимал, что полет фантазии и вдохновении посещает его только в путешествиях. Однако в разрешении о выезде за рубеж 1847 году композитору отказали, и он принял решение остаться в Варшаве. Здесь композитор создал известное многим музыкальное произведение «Камаринская» на темы двух русских песен, одна из которая была лирической, а другая плясовой. В данной работе русский композитор создал совершенно передовой тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Такая эклектика в музыке положило начало новому стилю в русской классической музыке.


Михаил Глинка


В 50-е годы 19го столетия Глинка жил в Петербурге и активно общался с молодежью, преподавал вокал. В дальнейшем он прожил несколько лет в Париже и в 56-м году переехал в Берлин, где изучал древнее церковное русское пение и музыкальное искусство Италии.


В 1857 году Михаил Глинка скончался, так и не успев поделиться своим бесконечно накопленным опытом в ходе путешествий. Этот талантливый человек не переставал учиться и познавать, его душа была круглосуточно открыта новым стилям и направлениям в музыке. Его романсы до сих пор поются современными исполнителями, а оперы ставят в самых известных и масштабных театрах мира, признавая мировую значимость таланта М. Глинки.



Кудрявцева Анна



 

Рекомендуем

Разъяренный бык литературы. Эрнест Хемингуэй
Что? Где? Когда? - Календарь культурных событий. Июнь
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве. Часть вторая
Джан Паоло Барбьери — «Мода и вымысел»
Битва БАКУГАН
Новогодний гастрольный тур БСО им. П. И. Чайковского
Необычное собеседование в театре Российской армии: премьера психологического детектива «Метод Гронхольма»
Волшебство среди нас ("Фантастические твари и где они обитают" реж. Дэвид Йейтс)
Эрик Рассел: от творчества на двоих до Зала Славы
Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)