Оскар Фельцман. Я хочу играть сидя
В феврале этого года одному из самых известных композиторов ХХ века, Оскару Фельцману, исполнилось бы 94 года. Его произведения играют самые известные музыканты и оркестры страны, его песни стали шлягерами, а имя ставится в одну линию с Дунаевским и Шостаковичем. За свою жизнь композитор создал без малого полторы тысячи произведений, которые остаются любимыми и узнаваемыми несколькими поколениями людей по всему миру.
18 февраля 1921 года в семье одесского хирурга-ортопеда Бориса Осиповича и Цили Абрамовны родился сын — Оскар Борисович Фельцман. Мальчика с детства окружала музыка. Отец профессионально играл на пианино, семья всегда ходила на концерты всемирно известных музыкантов, приезжавших в Одессу с гастролями. А еще в соседнем дворе была построена синагога, куда мальчик периодически ходил с дедушкой и бабушкой, чтобы услышать пение хора.
В пятилетнем возрасте Осипа было решено отвести к Петру Соломоновичу Столярскому, одному из лучших педагогов-скрипачей СССР. Однако уже спустя две недели ребенок заявил, что скрипка — не его инструмент.
Он спокойно спросил: «Мальчик, я что, неправильно учу?». — «Нет, просто я хочу играть не стоя, а сидя».
Тогда Оскар пошел к Берте Михайловне Рейнгбальд, профессору, который выпустил из-под своего крыла пианистов с мировыми именами (таких, как Эмиль Гилельс или Татьяна Гольдфарб). В тот же год мальчик сочинил свою первую фортепьянную пьесу «Осень». А в шесть лет юный музыкант осознал, что его призвание — создавать музыку самому, а не исполнять чужую. Он попросил отца купить ему доску, чтобы можно было писать ноты. Борис Осипович заказал доску краснодеревщику Шлегелю и Оскар Фельцман до конца своих дней был неразлучен с ней.
Когда пришло время поступать в ВУЗ, юноша без труда сдал экзамены на композиторский факультет Московской консерватории в класс В.Я. Шебалина. Более того, он был единственным студентом (не просто студентом, но и евреем!), кому дали Сталинскую стипендию — 500 рублей. Молодой Фельцман концертировал с первого курса. Написанную им сонату для виолончели он исполнял вместе с Семеном Козолуповым в Малом зале консерватории, аккомпанируя профессору на рояле.
Войну Оскар пережил в эвакуации в Новосибирске. Там он был назначен ответственным секретарем Сибирского союза композиторов. Ему было всего 20 лет, а он сидел на заседаниях с известными и уважаемыми музыкантами, композиторами и дирижерами. Однако у юноши со всеми складывались теплые, дружеские отношения. В эвакуации Оскар начал сочинять произведения для Александринки, Ленинградской филармонии и Государственного джаз-оркестра РСФСР Утёсова. Так же Оскар работал с Белорусским Еврейским театром — молодой человек был дирижером и заведующим музыкальной частью. Музыку к спектаклю «Некомэ» («Месть») он создал, основываясь на своих детских впечатлениях от детских походов в синагогу — ведь до этого Оскар никогда не обращался к еврейской музыке.
В последующие несколько лет Оскар посвятил себя создавал музыку для театра и дирижёрству. Это была прекрасная практика, которая помогла ему на пути к успеху. Всю свою жизнь Оскар Борисович поддерживал дружеские отношения с Шостаковичем. Они познакомились, когда Оскару было всего шесть — композитор пришел к мальчику домой, когда оказался проездом в Одессе, и ему не раз говорили о юном даровании. И в последующие годы они постоянно встречались. Сначала в Одессе Шостакович «заглядывал» к Оскару, затем в Москве они стали соседями и дружили до последних дней мэтра. Из-за их знакомства юношу даже прозвали формалистом. Во время гастролей школы Столяровского в Киеве пятнадцатилетний Оскар исполнил свой «Испанский карнавал» (написанный под впечатлением от «Карнавала» Шумана и военных событий в, казалось бы, такой романтической Испании). А на следующий день после концерта в прессе вышла статья, где говорилось, что
«...зараза формализма через Шостаковича передалась и ребенку Фельцману, который написал формалистическое произведение «Карнавал».
А через 15 лет серьезной критике подверглась и песня «Ландыши» (стихи О. Фадеевой) в исполнении Гелены Великановой, ставшая очень популярной не только в Советах, но и за рубежом. Партия посчитала, что песня нарушает нормы социалистической чистоты и мудрости, отвлекает народ от труда, расшатывает устои советской власти. И на протяжении 23 лет композитора травили и бранили как могли за это произведение. Но вот
«чтобы другую мою музыку запрещать — нет, этого не было. Наоборот, я был хорошим, нужным власти композитором и продолжал писать песни».
В начале 50-х Оскар Фельцман пишет не только серьезную музыку, но и обращается к таким легким жанрам, как оперетта и эстрада. Ему принадлежат такие оперетты, как «Чужая ночь», «Суворочка», «Пусть гитара играет» и «Шумит Средиземное море». Ему принадлежит песня-заставка для воскресной радио-передачи «С добрым утром!», которая так же полюбилась народу, как и «Теплоход», «Я верю, друзья», «Дон-Кихоты» и его многие другие произведения. Оскар Фельцман сотрудничал с самыми известными голосами СССР — Клавдией Шульженко, Олегом Анофриевым, Муслимом Магаевым, Эдитой Пьехой и др.
В последние годы жизни композитор работал над камерными произведениями, среди которых можно назвать «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой» и «Цикл песен на стихи Х.Бялика».
Семьянином Оскар Борисович стал рано. Только разменяв третий десяток он женился на Евгении Петровне Кайдановской. Она была студенткой Москвоской консерватории. Молодые люди познакомились в эвакуации, расписались в Новосибирске в 1941 году, а сразу после войны переехали в Москву, к родственникам, в Кривоарбатский переулок. У супруги Фельцмана было очень хрупкое здоровье, поэтому их ребенок — сын Володя — родился достаточно поздно. А в последний год жизни Евгения Петровна вообще не поднималась с постели и в 2000-м году она скончалась.
Владимир Фельцман, сын композитора, пошел по стопам отца — он стал пианистом с мировым именем. В конце 80х иммигрировал в США. В 2013 году Оскар Фельцман умер за две недели до своего 92-летия. Оскара Борисовича Фельцмана, композитора, дирижера и музыканта, не стало 3 февраля. Он скончался от сердечной недостаточности в ЦКБ им. Семашко и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |