"Я стал творить; но в тишине, но в тайне", - немаленькие трагедии Антонио Сальери
Поиграем в ассоциации. Русский поэт? Пушкин. Домашняя птица? Курица. Фрукт? Яблоко. Великий композитор? ... Моцарт? Пожалуй, многие ответят именно так на вышеперечисленные вопросы. И в этом нет ничего необычного, ведь подобные ассоциации установились достаточно давно, и на сегодняшний день считаются чуть ли не клеше. Пойдём дальше. Когда вы слышите фамилию Моцарт, какие ассоциации у вас всплывают в голове? Скрипка? Гений? Вивальди? Реквием? Сальери?
Конечно, Сальери - это первое, о чем вы подумаете, вспомнив о Моцарте. Завистник, отравитель, погубивший молодого гения из-за страха померкнуть на его фоне. Но так ли это на самом деле?
Примечательно, что один из немногих людей, критиковавший произведения Сальери, был Леопольд Моцарт, отец будущей "жертвы" музыканта. Существует мнение, что причиной недоброжелательных отзывов амбициозного Моцарта старшего являлась не само творчество композитора, а наличие сына, который должен был составить конкуренцию Сальери. Но так ли был гениален сын "четвертой скрипки оркестра архиепископского двора", чтобы Сальери смог не только задуматься об устранении конкурента, но и воплотить замысел в жизнь? Леопольд Кантнер, австрийский музыковед, в своей статье писал, что сам Моцарт предпринимал попытки сдвинуть Сальери на второй план, считал, что композитор втерся в доверие к императору. Статья Кантнера ставит под вопрос всю трагедию Пушкина, ведь она свидетельствует о том, что завидовал успеху вовсе не Сальери, а сам Моцарт. И несмотря на всю гениальность, Моцарт так и не получил признание при жизни, в то время как произведениям Сальери рукоплескала публика. Вот, что гласят парижские полицейские сводки о поведении зрителей во время представления одной из опер Сальери:"Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра".
Ты заснешь
|
Рекомендуем |