Партнеры Живи добром

"Я стал творить; но в тишине, но в тайне", - немаленькие трагедии Антонио Сальери


Поиграем в ассоциации. Русский поэт? Пушкин. Домашняя птица? Курица. Фрукт? Яблоко. Великий композитор? ... Моцарт? Пожалуй, многие ответят именно так на вышеперечисленные вопросы. И в этом нет ничего необычного, ведь подобные ассоциации установились достаточно давно, и на сегодняшний день считаются чуть ли не клеше. Пойдём дальше. Когда вы слышите фамилию Моцарт, какие ассоциации у вас всплывают в голове? Скрипка? Гений? Вивальди? Реквием? Сальери?

Сальери.jpg

Конечно, Сальери - это первое, о чем вы подумаете, вспомнив о Моцарте. Завистник, отравитель, погубивший молодого гения из-за страха померкнуть на его фоне. Но так ли это на самом деле?
Значительную роль в подмоченной репутации Сальери сыграл А.С.Пушкин, а точнее его "Маленькие трагедии". Напомню сюжет. Сальери, сидя в своей комнате, жалуется на справедливость судьбы. Он вспоминает, как проходил свой жизненный путь, как впервые столкнулся с музыкой и как достиг успеха. Купаясь в лучах славы, он радовался и успехам своих друзей. Однако все изменилось, и композитор ловит себя на мысли, что он испытывает острое чувство зависти к успеху молодого Моцарта. Сальери возмущён тем, что непревзойденный талант дан не ему в награду за столькие труды, которые тот вложил в обучение музыке, а Моцарту, получившему этот дар при рождении. Обезумев от зависти, убедившись, что гениальность Моцарта - угроза для искусства, Сальери подсыпает в стакан музыканта яд. Таким образом, Пушкин своим острым пером огласил приговор композитору. И несмотря на то, что русский поэт на самом деле "проиграл в суде", Антонио Сальери до сих пор в умах людей невольно считается бесчестным убийцей.  

Моцарт и Сальери.jpg

Примечательно, что один из немногих людей, критиковавший произведения Сальери, был Леопольд Моцарт, отец будущей "жертвы" музыканта. Существует мнение, что причиной недоброжелательных отзывов амбициозного Моцарта старшего являлась не само творчество композитора, а наличие сына, который должен был составить конкуренцию Сальери. Но так ли был гениален сын "четвертой скрипки оркестра архиепископского двора", чтобы Сальери смог не только задуматься об устранении конкурента, но и воплотить замысел в жизнь? Леопольд Кантнер, австрийский музыковед, в своей статье писал, что сам Моцарт предпринимал попытки сдвинуть Сальери на второй план, считал, что композитор втерся в доверие к императору. Статья Кантнера ставит под вопрос всю трагедию Пушкина, ведь она свидетельствует о том, что завидовал успеху вовсе не Сальери, а сам Моцарт. И несмотря на всю гениальность, Моцарт так и не получил признание при жизни, в то время как произведениям Сальери рукоплескала публика. Вот, что гласят парижские полицейские сводки о поведении зрителей во время представления одной из опер Сальери:"Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра". 

Сальери и Моцарт.jpg

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Примечание: после смерти Моцарта многие учёные уточняли причины его смерти. В итоге, клиническая картина показала, что композитор умер вследствие хронической болезни, осложнённой инфекционным заболеванием.
Каков итог? Пушкин в роли прокурора "проиграл дело", Сальери оправдан. Однако нужно ли это оправдание через столь длительный период, когда в умах людей миф об отравлении Моцарта превратился в исторический факт?


Анастасия Ромашова


 

Рекомендуем

Мужские подарки. Что подарить человеку, у которого всё есть?
Пабло Пикассо. Другой взгляд в мире искусства
Хрупкая сила Веры Глаголевой
Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
«Если сердце поет…» Премьера мюзикла «Золушка»
MBFW Russia SS’18: итоги 1 дня
Отважный Симба («Король Лев» реж. Джон Фавро)
Диалог мирового масштаба
Марис Лиепа: «Слава – это ничто. Танец – это все!»
«Русская Ундина» Руслана Коршунова