Партнеры Живи добром

Алексей Лосев: «Я не великомученик, а боец»


Сентябрь 1983  года, Новочеркасск. В семье донского казака и дочери священника на свет появился мальчик, которого ожидала непростая судьба, как и многих его соотечественников, чья жизнь пришлась на эпоху войн, революций и великих перемен. Однако, новорожденному была уготована особая роль – в условиях гонений и жесткого атеизма он станет выдающимся религиозным философом. Ребенка окрестили Алексеем. Живость ума будущий философ унаследовал от отца, а строгое православное воспитание и крепкие нравственные принципы получил от матери, которая воспитывала его в одиночку – Лосев-старший ушел из семьи, оставив трехмесячного сына на попечение жены.  


Алексей Лосев


В 1911 году Алесей со знаками отличия завершил обучение в гимназии и поступил в Московский Императорский университет сразу на два отделения – философии и классической филологии. 


В университете будущий философ занялся углубленным изучением любимой дисциплины – без нее он не представлял существования всего человеческого рода. «Философия есть жизнь, а жизнь есть философия» - утверждал будущий ученый.


Формированию взглядов Алексея немало способствовало окружение. Будучи студентом, он вступил в Религиозно-философское общество, где беседовал с корифеями русской философской мысли - Сергеем Булгаковым, Вячеславом Ивановым, Павлом Флоренским. После окончания университета Лосев стал готовиться к получению профессорского звания. Он преподавал в московских гимназиях и  Нижегородском университете, куда прошел по конкурсу в качестве преподавателя.


После Октябрьской революции Алексей Федорович стал испытывать трудности с публикацией своих научных трудов. «Русская философия», одна из первых серьезных работ Лосева  была издана только на немецком языке, в Германии. А серии книг «Духовная Русь», подготовленной совместно с Булгаковым и Ивановым, так и  не получилось попасть в печать. 

 

В 1922 году Алексей Федорович женился. Его избранницей стала Валентина Михайловна Соколова – дочь хозяина квартиры, в которой Лосев жил с 1918 года. Валентина Михайловна интересовалась поэзией и русской философией, имела чрезвычайно тонкий вкус.


Алексей Лосев


В 1929 году, в период вспышки церковных гонений, супруги Лосевы приняли монашеский постриг от афонских старцев. С этих пор научная работа Алексея, ставшего в монашестве Адроником, становится передвижничеством. Из всего монашеского облачения Лосев постоянно носил лишь скуфью – небольшую  черную шапочку. К этому времени Алексей Федорович закончил свой фундаментальный философский труд, называемый «восьмикнижие», куда входили такие знаменитые его книги, как «Диалектика мифа» и «Философия имени».


«Восьмикнижие» разрешили опубликовать, но только после того, как над ним основательно поработала советская цензура. Получив разрешение на печать, ученый решился на небывалое. В отредактированную цензорами «Диалектику мифа», он вернул все важные, но идеологически запрещенные отрывки.


«Я задыхался от невозможности высказаться и выразиться, - позже писал он жене. Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветавшую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности».


В апреле 1930 года Алексея Федоровича арестовали. Суд приговорил его к 10 годам лагерей. Супругу осудили на 5 лет лагерного режима.


Однако, Лосевых освободили досрочно, по ходатайству сестры Максима Горького.  Супруги вернулись из лагеря в 1932 году, завершив строительство Беломорского канала. Алексей Федорович почти полностью ослеп, но практически сразу взялся за написание новых работ. С этого времени он маскировал свои труды под диалектику марксизма-ленизма. 


Алексей Лосев


Однажды назвав работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, Лосев пояснял, что на самом деле он говорил «о её гениальной, практически античной простоте». Во время Второй мировой войны Лосев был профессором философии в МГУ, после - в Московском педагогическом институте. Когда умер Сталин, у ученого появилась возможность публиковаться. Он сотрудничал с БЭС, Философским энциклопедическим словарем. Издал книгу «Владимир Соловьев», писал монографии по античной эстетике, позволившие по-новому взглянуть на нее. Переводил Платона, Аристотеля, Прокла и Николая Кузанского. 


В 80х годах тяжелобольной и потерявший супругу Лосев уже не скрывал своей веры. Он исповедовал имяславие - религиозное движение, распространенное среди афонских монахов. Имяславие было для Алексея Федоровича и религией, и сферой научных интересов «Имя Бога есть сам Бог, но Бог не есть имя» - такова его основная догма, красной нитью проходящая через многие труды ученого-монаха. 


Незадолго до кончины, философ успел принять участие в съемках документального кино о себе самом – фильм «Лосев» режиссера Владимира Косаковского появился на экранах в 1989 году.


Алексей Федорович Лосев скончался 1988 году. В Российской государственной библиотеке для слепых был установлен его бюст – как напоминание о творческих возможностях любого человека. Будучи практически слепым, философ стал автором около 800 научных работ. 



Вера Сараева



 

Рекомендуем

Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Детальный разбор
"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан
Чехов и его «лёгкие миры»
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Юрий Яковлев. Актер больших ролей
Diptyque: аромат Розы
Скорбные сказки («Питер Пэн и Алиса в стране чудес», реж. Бренда Чепмен)
Что нужно знать о фильме «Грех»
Make Up Days 2016. Фестиваль макияжа и грима