Партнеры Живи добром

Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся


Аркадий Аверченко родился 15 марта 1881 года в Севастополе. Его отец был мелким торговцем, не снискавшим удачи в своем ремесле – он разорился, а сыну оставалось учиться «дома, с помощью старших сестер». В свои пятнадцать лет Аркадий становится конторщиком на шахте, а спустя три года перебирается в Харьков на эту же должность.

В 1902 на свет появляется дебютное писательское творение - «Уменье жить», вышедшее в журнале «Одуванчик».  Более зрелое произведение, «Праведник», публикуется в Петербургском «Журнале для всех» в 1904.

Далее, во времена революции 1905-1907 года, Аверченко находит в себе творческую натуру, страсть к сатире и юмору, и тут же в разных изданиях выходят юмористические произведения; также выходит пара выпусков сатирических журналов «Штык» и «Меч», которые, к сожалению, вскоре запрещает цензура.

2.jpg

В 1908 Аверченко вместе с другими сотрудниками "Стрекозы" решают реформировать издание. Так он становится секретарем издания и воплощает задумку: с первого апреля на полках магазина пропадает «Стрекоза», но появляется еженедельник «Сатирикон». Журнал ориентирован на среднестатистического читателя, интересующегося политической и литературной жизнью страны, вследствие чего «Сатирикон» обрекает себя на ошеломляющий успех. Среди авторов появляются не только юмористы, но и такие известные талантливые писатели (Л. Андреев, С. Маршак и А.Н. Толстой).

Аверченко становится центральной фигурой издания, исполняя как организаторские обязанности, так и вдохновляя на творчество своих подопечных.  За период 1908-1913 в свет вышло не менее сотни книг, чей тираж составил более двух миллионов.

Но в итоге из-за частых конфликтов Аверченко покидает «Сатирикон» и создает «Новый Сатирикон».  В это время, период первого десятилетие XX в, автор печатается во многих изданиях, например «Журнал для всех» или «Синий журнал». Его рассказы собираются в сборники – «Рассказы».

5.jpg

Со временем у автора появляется творческий стиль, основными чертами чего является утрирование, описывание ситуации, ведущее к абсурду. А вот анекдоты не имеют ничего общего с реальностью, зеркально отражая порой опасные, порой ужасающие реалии мира.

Возвращаясь к «Сатирикона», хочется отметить, что все авторы журнала неистово гордились своей независимостью и стремились не прибегать к пошлости, глупому высмеиванию и политической направленности. Позицией издания была завуалированная оппозиционность.

Февральскую революцию Аверченко с журналом приветствовал, но, тем не менее, был насторожен, а октябрьский переворот вообще был воспринят с протестом, как и большинством интеллигенции. В такой действительности смешной абсурд «Сатирикона» начал подчиняться сумасшествию того времени, становясь подобием гротеска. (Такую черту можно обнаружить у Булгакова, Зощенко, Катаева, из чего можно сказать о тотальном изменении юмора в новом этапе истории).

3.jpg

Этот же новый этап совсем не одобрял юмор – в 1918 «Новый Сатирикон» запретили, а ее автору пришлось мигрировать на Юг, где впоследствии публиковались его работы в «Приазовском краю», «Юге России» и других. В октябре двадцатого года Аверченко отправляется в Стамбул, а затем работает над произведениями, которые выходят под названиями «Дюжина ножей в спину революции» и «Смешное в страшном». Проживание мигрантом дало отражение в книге «Записки Простодушного. Я в Европе».

На закате своей жизни Аркадий находит в себе некую «детскую направленность» – от книги «О маленьких – для больших» до сборников «Дети» и «Отдых на крапиве». В попытке написания повести «Подходцев и двое других» он создает циклы полуанектодических зарисовок с фигурированием похожих героев.

1.jpg

Затем в Стамбуле Аверченко удается заниматься творчеством, не забывая об организаторстве – он создает театр «Гнездо перелетных птиц», после чего удачно гастролирует по Европе. В 1922 Аркадий перебирается в Прагу, где пишет и публикует пьесу «Игра со смертью», являющуюся, по сути, комедийным шоу.

Аркадия Аверченко не стало 12 марта 1925 года. Его похоронили в Праге, на Ольшанском кладбище, где завещал сам писатель.

«Король смеха», самый веселый человек России – именно так называли этого великого человека его современники. Всю жизнь своими произведениями он стремился привносить радость и счастье в жизнь своих читателей и так же в свою собственную, смехом отвлекаясь от проблем революции и других проблем страны. За заслуги перед народом и обществом, в 2006 году был снят документальный фильм, который был назван подобно роману такого же великого Виктора Гюго - «Человек, который смеялся».


Рытикова Кристина

 


 

Рекомендуем

Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу
Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе
Ирландия: страна, которая заставляет танцевать
Пути и открытия Редьярда Киплинга
Некрепкие нервы «Крепкого орешка»
Elie Saab.Художник-самоучка
Fashion Future. Взгляд в будущее
Авторская песня Булата Окуджавы
«Все дети будут знать эти стихи наизусть»: Борис Заходер
Дэвид Аллан — предвестник Просвещения в Шотландии