Партнеры Живи добром

Руфино Тамайо — наследник древних традиций


Не только в России начало ХХ века ознаменовалось бурными историческими событиями. Одновременно на противоположной стороне земного шара — в Мексике – также происходят революционные потрясения. Вдохновленные высокими идеями социальной справедливости и стремлением построить новый лучший мир, мексиканские художники с воодушевлением принимаются за поиски новых форм и средств выразительности. Так рождается новое художественное течение — мурализм. Оно впервые выводит латиноамериканское искусство на мировой уровень, о мексиканских художниках узнают в других странах, их активно выставляют, покупают, приглашают для работы. Мурализм господствует в искусстве Латинской Америки почти полвека, но не все его представители получили известность за пределами региона. 


Руфино Тамайо


Руфино Тамайо считается на родине одним из выдающихся представителей направления, однако, несмотря на то, что художник прожил долгую жизнь, о нем известно гораздо меньше, чем о других муралистах — Д. Ривере и Д.А. Сикейросе. Причина этого, возможно, кроется в том, что Руфино Тамайо на протяжении всех лет творчества гораздо меньше привлекали злободневные политические темы, мы почти не встретим у него сатирических или остросоциальных работ. Потомок одного из древнейших индейских племен Мексики — сапотеков, художник всегда стремился к постижению предельно общих основ мироздания, его произведения отличают интерес к мифологическим образам, высокая степень абстрактности, глубокий символизм. Вместе с тем на становление самобытной художественной манеры Руфино Тамайо большое влияние оказали самые современные течения живописи первой половины ХХ века: кубизм, экспрессионизм, абстракционизм. С представителями этих направлений и их произведениями Тамайо познакомился во время учебы и работы в США и Европе. Под влиянием модернистских течений реалистичные работы Руфино Тамайо 20-30-х годов становятся все более абстрактными и отвлеченными, меняются стиль письма и колорит. В своем творчестве Руфино Тамайо стремился соединить далекое прошлое и настоящее: традиции древнего населения Мексики и современное искусство. 


В его произведениях парадоксально сочетаются мотивы индейских фресок и живописные приемы, взятые из арсенала кубизма и абстракционизма. Как и другие муралисты, Тамайо создал немало монументальных фресковых росписей: в Мехико он расписывал здания Национальной консерватории, Музея антропологии и Дворца изящных искусств, в США работал над оформлением библиотеки Смит-колледжа в Нордхэмптоне, в Париже трудился над росписью здания ЮНЕСКО. За долгую творческую жизнь Руфино Тамайо обращался ко многим жанрам живописи: гравюре, книжной иллюстрации, сценографии. Кроме того, художник долгие годы преподавал в Национальной школе изящных искусств в Мехико, где когда-то учился сам. 


Руфино Тамайо


На протяжении всей жизни живописец собирал произведения древнего искусства народов Мексики, впоследствии это собрание легло в основу Музея доколумбового искусства, открытого в 1974 году в родном городе Руфино Тамайо — Оахаке. При этом Тамайо становится все более аполитичным, революционные темы и сюжеты, характерные для работ 20-30-х годов, сменяются более общими: портрет, натюрморт, пейзаж. Произошедшие с живописью Тамайо перемены были критически восприняты собратьями по цеху — художника обвиняли в формализме, отходе от принципов мурализма. Однако, Руфино Тамайо оставался верен себе и продолжал двигаться в избранном направлении. Работы художника сегодня можно увидеть не только в музеях Мексики, но и в Центре Помпиду в Париже, музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и в других всемирно известных музеях и галереях современного искусства. Добившись широкого признания, художник Руфино Тамайо умер 24 июня 1991 года в возрасте 92 лет.



Светлана Верховская


 

Рекомендуем

Марк Рудинштейн – персона нон грата
Бонни Тайлер: "Быть на сцене - у меня в крови"
«Сюрреалист – это я!» Сальвадор Дали
«Мисс Ремингтон», — первая печатная машинка
Изображая веру ("Ученик" реж. Кирилл Серебренников)
Лия Ахеджакова. «Актриса, которая может играть все»
Густав Климт: Когда я заканчиваю картину, у меня нет желания терять целые месяцы, чтобы оправдать её перед людьми
Cartier — изыски, созданные для Богов
Поезд длиной в жизнь. «Насквозь» Ольги Привольновой на кинофестивале BEAT
У истоков отечественного кинематографа. Александр Довженко