Партнеры Живи добром

Ф.И. Тютчев. «Роковой поединок» любви


Нельзя недооценить влияние лирики Ф.И. Тютчева на развитие русской изящной словесности. Несмотря на незначительную разницу в возрасте, между ним и Пушкиным (4 года), Тютчев в сознании современного читателя выступает как представитель иной мировоззренческой и, следовательно, языковой картины поэтического мышления. Его поэзия сознательно архаична, архаична для современников. Тем не менее, Пушкин все же публикует в своем журнале довольно крупную подборку стихов своего младшего собрата по перу. 

Действительно, Тютчев идет по другому пути развития поэзии. Он – предтеча Серебряного века. Особенно это касается символизма и акмеизма. Лирика Тютчева – это философское осмысление мироздания, в котором взаимодействуют разные, порой полярные, элементы: природа и культура, естественность и искусственность, горе и радость, умирание и воскресение. И все это сочетается в емких образах, которые поэт извлекает из ткани языка, пытаясь их, как ниточки, набросить на неуловимую, хотя зримо-осязаемую, картину природы. 

tjutch.jpg

Однако не медитативными стихами прославился Тютчев, а своей любовной лирикой. И опять, в отличие от Пушкина, у него не найти легкой влюбленности, радости от мимолетности любовного переживания. Почти через все стихи, написанные на эту тему, проходит лейтмотив предчувствия близкой трагедии, разрушения любовных отношений. Любовь осмысливается как «роковой поединок», в котором побеждает тот, кто любит меньше. Даже если случается так, что чувства между лирическим героем и героиней взаимны, то все равно в них вторгаются губительные внешние обстоятельства: общество, болезнь (Время). 

Тютчев одним из первых в русской поэзии показывает всю противоречивость наших порывов, оценок, поступков. Основным приемом здесь является создание многоголосия (полифонии). Говоря о любовной лирике поэта, обычно используют понятие «денисьеский цикл». Под ним подразумевается комплекс стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой. Их роман длился с 1851 по 1864 год. Тютчев тогда был женат, у него были дети. Денисьева ради него пожертвовала положением в обществе, спокойствием, счастьем, здоровьем. Уже в самом начале возникновения этой связи он пишет стихотворение «О, как убийственно мы любим», которое является одновременно и экспозицией и эпилогом их взаимоотношений. В данном тексте прослеживается начало страсти, которая обманчива, как сон. За иллюзии любви ждет жестокая расплата перед обществом. По существу, сюжет стихотворения повторяет фабулу романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», и здесь поэтическое творчество Тютчева сближается по глубине с русским психологическим романом. 

284910.jpg

Душевные противоречия блестяще прописаны в другом стихотворении поэта, посвященном Денисьевой и написанном от ее лица, «Не говори: меня он, как и прежде, любит» (1851). Через весь текст проходят полярные чувства, именно они являются нервом стихотворения. Тютчев живописует вязкость и запутанность душевного мира человека, в котором тень взаимодействует со светом, а страдание соседствует со сладострастным удовольствием от мучений, в котором мучитель равен жертве: 

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
 

Однако не только ей посвящены стихотворения этого периода. Есть стихотворения посвященные супруге, Эрн. Ф. Тютчевой. Одно из самых известных – «Не знаю я, коснется ль благодать» (1851), в котором автор признается в своей измене, но надеется на то, что морок спадет: 

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
 

Тютчев не забывал своих возлюбленных. Так, уже после смерти Денисьевой от чахотки (1864 год), в 1870 году, 7 августа, он встречает в Карлсбаде свою первую возлюбленную, баронессу Крюденер (в девичестве Амалия Лерхенфельд), которой на тот момент 62 года и пишет стихотворение-воспоминание «Я встретил Вас и все былое». Данное произведение любопытно тем, что в нем проговорен интересный эффект воспоминаний, которые в конечном счете становятся не менее (более!) реальны, чем настоящее или будущее, которого осталось немного. Это же открытие в следующем столетии сделает французский писатель – М. Пруст – в цикле романов под говорящим названием «В поисках утраченного времени». Память и творчество – это универсальный способ противостояния человека разрушающему Времени: 

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

 

Кирилл Сивков

  


 

Рекомендуем

Рост и развитие Хранилища знаний – Ленинской библиотеки
Человек многих скорбей. Уильям Джералд Голдинг
Премьера оперы Джоаккино Россини "Турок в Италии"
ОБРАЗЦОВОЕ ПЕНИЕ: 76 лет со дня рождения оперной дивы
Война с саламандрами и антифашизм Карела Чапека
Кино. Премьера. "Финансовый монстр"
Франция Алена-Рене Лесажа
Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Две стороны одной медали Виктора Гюго