Партнеры Живи добром

И в Горе, и в Радости («Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг)



В середине XIX века, в трудное время, пока в США идёт Гражданская война, четыре очень разные девочки живут вместе с мамой в небольшом доме. Их отец ушел на войну, они небогаты, и поэтому им не на кого рассчитывать, кроме самих себя. Поэтому сёстрам Марч – Джо, Мег, Эми и Бет – самостоятельно приходится учиться быть взрослыми и поступать так, как велят им совесть и сердце.

Если эти имена и описание сюжета вам ни о чём не говорят, значит, вы не росли в Америке. Там роман «Маленькие женщины» Луизы Мэй Уолкотт, чей отец был педагогом-новатором, а мать - суфражисткой, служит главной настольной книгой для девочек, и в детстве его читают все. В юные годы прочла эту книгу и Грета Гервиг, которая позже выросла в заметную актрису («Милая Фрэнсис») и режиссёра («Леди Бёрд»). Перечитав её во взрослом возрасте и поразившись тому, насколько современно звучат идеи Уолкотт в наши дни, Гервиг решила её экранизировать. И тот факт, что к этому моменту книга была перенесена на экран уже как минимум четыре раза (речь только о полнометражных фильмах), её не смутил. 


"Маленькие женщины". Источник: WDSSPR


Для 1868 года, когда роман впервые был опубликован, «Маленькие женщины» представляли собой нечто неслыханное; мало того что все главные персонажи были женского пола, так ещё и написан он был женщиной. Издатель до последнего не был уверен в коммерческом успехе книги, поэтому настаивал на мужском псевдониме. Это обстоятельство остроумно обыграно в фильме у Гервиг: в первой сцене главная героиня, авторское альтэр-эго Джо Марч, приходит к издателю обсудить возможность публикации своих рассказов. Вымышленная Джо, так же как и сама Уолкотт когда-то, черпает вдохновение из повседневной жизни со своей мамой и сёстрами, и все их переживания, радости и горести у неё немедленно становятся материалом для собственных сочинений. В фильме этот момент также замечательно передан очень простым и наглядным приёмом – картина Гервиг начинается и заканчивается кадрами увесистого красного книжного тома, как в классических диснеевских мультфильмах. Так вся жизнь умещается в книгу и сохраняется благодаря ей по прошествии времени, и также книга порождает весь этот фильм.

MV5BNGJhNzVlZjUtMzM0YS00YTBmLWFmMTUtNTZmM2RlM2IwMzBiXkEyXkFqcGdeQXVyODY1NDk1NjE@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg


Надо сказать, что «Маленькие женщины» образца 2019 года вообще могут быть названы образцовой экранизацией. К счастью, Гервиг не превращает свой фильм в гимн феминизму, и крайне бережно и деликатно обходится с текстом оригинального романа. По её словам, «текст казался современным, был увлекательным и практически не требовал доработки». И она старалась, чтобы «сценарий слово в слово повторял книгу там, где только было возможно». Единственное значительное отклонение от романа, которое она себе позволяет – это отказ от последовательного изложения событий. У Уолкотт показанные в фильме события занимали две книги, а Гервиг умещает всё в один фильм и перемешивает эпизоды с разницей в несколько лет между собой.

Это даёт возможность наглядно отделить счастливое детство героинь, снятое в яркой и теплой красочно-золотистой гамме, от мятежной юности с её невзгодами и лишениями, исполненной больше в темных и холодных тонах. Контраст налицо, прошлое смешивается с настоящим, а воспоминания оживают на наших глазах. Акцент в повествовании у Гервиг делается на том, как именно героини стали теми, кто они есть сейчас, и как на изменения, что происходят в каждом из нас, влияют даже самые незначительные моменты из повседневной жизни. Однако из-за того, что события и сцены, относящиеся к разному времени, перемешаны, не всегда бывает легко разобраться и понять, что к чему. Постоянные флэшбеки затрудняют понимание общей картины событий и могут сбить с толку неподготовленного зрителя. Из-за обилия сюжетных линий и персонажей, многое также обозначается поверхностно, скомканно и в ускоренном темпе. Так что может сложиться ощущение, что фильм распадается на ряд отдельных сцен, связанных между собой только присутствием одних и тех же героев.

MV5BMGVkNWNhNTctMDU3OS00Mjk1LTgwMWYtMzc3ZDVhNTEwNmE1XkEyXkFqcGdeQXVyODk4OTc3MTY@._V1_.jpg

 
Искупить эти недостатки фильма в глазах зрителя может по-настоящему звёздный и слаженный актёрский ансамбль. Сирша Ронан исполняет тут центральную роль свободолюбивой и темпераментной Джо, которая мечтает стать писательницей. Её персонаж наиболее яркий, живой и запоминающийся из всех, именно она является тем связующим звеном, что объединяет два временных отрезка. Ронан играет свою героиню примерно в той же импульсивной манере, что и в их предыдущем совместном фильме с Гервиг, трагикомедии о взрослении «Леди Бёрд». Флоренс Пью, известная по «Солнцестоянию», предстаёт в образе взбалмошной и капризной младшей сестры Эми, грезящей о карьере художницы, и ей хорошо удаётся передать детскую обидчивость и непосредственность. Роли двух других сестёр гораздо менее интересно исполняют Эмма Уотсон и Элайза Сканлен (сериал «Острые предметы»). Помимо них, на втором плане присутствуют Лора Дерн – воплощение идеала материнской любви и воспитания, а на контрасте с ней Мэрил Стрип в образе суровой и строгой тетушки. Дополняют ансамбль Тимоти Шаламе (Лори) в привычном для него амплуа «красивого мальчика» и объекта романтических переживаний сразу двух героинь, а также Крис Купер и эпизодические появления Луи Гарреля. Всем актёрам приходиться предпринимать немалые усилия для того, чтобы не дать своим персонажам стать застывшими условными архетипами (как было у Уолкотт), а наделить их индивидуальными чертами и превратить в живых людей. Не всем и не во все моменты это удаётся одинаково хорошо, однако Гервиг очень старается избежать искусственности и нравоучительного пафоса, иногда присущего книге. Например, использованием натуралистичных сбивчивых диалогов, в которых актрисы вынуждены постоянно перебивать друг друга для достижения естественной живой речи сестёр.

MV5BYTRmMDZiM2QtMWQyMi00MGNhLWI2ZWItYTg4ZTE0OGJjMDIxXkEyXkFqcGdeQXVyODk4OTc3MTY@._V1_.jpg


Кажется, что «Маленькие женщины» – тот фильм, которым нужно просто любоваться, не ожидая от него какой-то особой глубины или сильных переживаний. Многие его кадры напоминают «живые картины», а иногда Гервиг использует рапид, чтобы замедлить определённый момент времени и подчеркнуть его значимость. Конечно, очень важную роль при восприятии фильма также играет предметный мир и антураж эпохи. Тем более, что Уолкотт в романе также уделяет много места подробному описанию интерьеров, платьев и вещей, среди которых проходит детство её героинь. Сентиментально утонченная и незаметная музыка Александра Деспла только подчеркивает ощущение общей идиллии. И в идеале у каждого зрителя при просмотре должно появиться желание самому хоть немного пожить в доме семейства Марч, вдохнуть и ощутить на себе ту замечательную атмосферу упорядоченного семейного хаоса, из которого потом вырастают творческие личности. Ведь как минимум заглянуть туда, пусть и глазами Греты Гервиг, у него уже получилось. 

MV5BNDZiMTFjYWItZThhMS00MjQ2LWE2NjgtNGU3NmEyYmM2YWQxXkEyXkFqcGdeQXVyODY1NDk1NjE@._V1_SY1000_CR0,0,1500,1000_AL_.jpg


«Маленькие женщины» – в кино с 30 января.


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» на сцене Театрального центра «На Страстном»
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Кино. Премьера. «По небу босиком» или Ребрендинг по-кавказски
Марлен Хуциев. Кино без толики фальши
Мишико Калатозишвили или Мистер Кинемато-Граф
Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен
67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман