Партнеры Живи добром

Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ


Своеобразие и очарование японской гравюры сложилось благодаря многим факторам. Это и японская эстетика по отношению к дереву как художественному материалу, к бумаге ручной работы, и сложившаяся практика использования японских и китайских водных красителей. В традиции японской гравюры получили развитие  уникальные художественные инструменты, сложилось высокое мастерство в рамках местных профессиональных школ.

Техника создания гравюры была заимствована из Китая более 11 веков назад (самые ранние гравюры датированы началом ХI века ). Вплоть до Х VII в. гравюра была монохромный и носила религиозный характер.  В период Эдо (1603—1868) развитию тематики гравюры способствовало появление городских популярных историй и баллад. Техника цветной печати была изобретена в XVII в. Хисикавой Моронобу, он начал использовать розовый и зеленый пигменты для того, чтобы добиться большего разнообразия в гравюре. Следующим этапом развития колорита было творчество Харунобу Судзуки (1724-1770). Он печатал цветные гравюры с нескольких досок, чтобы добиться сложного цвета, и применял лучшие материалы своего времени. Результатом были непревзойденные по гармоничности цветовые сочетания и изящная линия. В гравюрах этого мастера присутствует тонкая работа с оттенками цвета; каждое произведение имеет свой собственный колорит, несущий эмоциональную нагрузку.

С творчества Харунобу Судзуки начинается расцвет японской гравюры школы укиё-э. Ее "золотой век" приходится на конец XVIII - начало XIX вв., но уже к концу XIX в. система школ укиё-э переживает резкий упадок: частично из-за снижения уровня мастерства художников, частично из-за невозможности удовлетворить требования нового общества.

В начале ХХ в. происходит переход от системы школ к системе творческих объединений, где мастеров объединяли лишь общие интересы и идеи, но при этом каждый шел по своему творческому пути. В гравюрах  прослеживается увлечение японских художников европейской живописью, благодаря чему искусство японской гравюры обогатилось новыми идеями. Так, например, появляется новый подход к цветовому решению гравюр. Дело в том, что до ХХ в. цвет в гравюре имел вспомогательное значение, внимание к колориту уделялось наравне с линией и композицией; в целом же  характер гравюры определял сюжет. С увлечением европейской живописью приходит интерес к форме, к выразительным средствам гравюры, тогда как сюжет отходит на второй план, он становится лишь поводом к разработке выразительных средств. В этот период каждый художник исследует собственные пластические задачи, и японская гравюра распадается на разные течения: одни мастера работают с монохромной гравюрой, другие больше внимания уделяют линии и силуэту, кто-то увлекается игрой черных и цветных пятен.

Одним из самых ярких художников, занимавшимся проблемой колорита в ХХ веке, был Оно Тадасигэ. Он основал творческое объединение художников гравюры Zokeihangakokai . Участники этого объединения увлекались фовизмом,  так как данное течение французской живописи совпадало с их интересом к яркому, непригашенному цвету как основному выразительному средству. Оно Тадасигэ разрабатывает эту технику во всей ее многогранности.


Оно Тадасигэ "Цветение сакуры",1957 г.


В одной из его самых ранних работ - "Цветение сакуры",  художник использует традиционный японский мотив гор и сакуры, но трактует его по-новому. Интерес к цвету выражается в изучении взаимодействия ограниченного набора цветов. Важным моментом является работа с цветовыми нюансами, отражающими общее настроение картины, так как в случае использования только чистых спектральных цветов, работа с колоритом сводилась бы к шаблону. Оно Тадасигэ добиваетсяв картине не только сложного колорита, но и необыкновенной глубины цвета. Зеленые горы контрастируют с розовым небом, их светлый тон оттеняется  бордовыми крышами и темными зданиями. Таким образом, он сочетает работу с цветом и работу с тоном, что характерно для гравюры ХХ в. В этой тенденции также отразилось влияние европейской живописи, так как для традиционной гравюры укиё-э не характерна работа со светотеневыми контрастами.


Оно Тадасигэ "Река", 1957 г.


Оно Тадасигэ ищет наиболее яркий и выразительный цветовой контраст.  В работе "Река" 1957 года он сочетает розовый и тепло-синийцвета. Наивысшее напряжение достигается сочетанием экспрессивной и жесткой синей линии и большой массы розового цвета. Л. Смитт отмечает, что в этой гравюре проявилась мощь Оно Тадасигэ как колориста. Он делает оттиск синего и розового поверх черного фона бумаги, чтобы создать сумеречную, неясную текстуру необычайной густоты, плотности и своеобразной «звучности».

В работах 60-х годов отражен интерес художника к одному из самых сильных цветовых контрастов - взаимодействию красного и зеленого в различных вариациях. Как было упомянуто ранее, именно с введения этих цветов в гравюру Хисикавой Моронобу в XVII веке и началась работа с цветом в японской гравюре, следовательно, этот контраст уже несколько веков считался выразительным и интересным. Оно Тадасигэ исследует сочетания красного и зелёного цветов различного тона и плотности и влияние этих вариаций на эмоциональную окраску картины.  Эти поиски нельзя назвать умозрительными и оторванными от жизни, так как художник, несомненно, использует колорит, присущий японской природе, выделяя и подчеркивая именно интересующий его эмоциональный аспект пейзажа.


Оно Тадасигэ "Морские врата", 1960 г.


Работа" Морские врата" отражает этот поиск и считается одной из самых удачных по колориту. Выразительность гравюры построена на контрасте розового и бирюзового цветов. Образ суровой природы раскрывается с помощью сопоставления трёх цветовых пятен: бирюзового неба, розовых гор и темно-коричневой воды. Экспрессивность сочетания розового и цвета морской волны подчеркнута динамичной композицией и энергичным ритмом линий. В этой работе больше всего заметно влияние идей живописи фовизма. Если гравюра "Река" лаконична и концептуальна, все выразительные средства сбалансированы, а замысел работы четко читается, то гравюра "Морские врата" является одной из самых экспрессивных и психологически напряженных работ этого автора. Обе работы объединяет использование силуэтов животных: кошка в гравюре "Река" и стая  птиц в гравюре "Морские врата". Чёрные и взъерошенные, они еще больше усиливают тревогу, внутреннюю тоску, придавая пейзажу в целом ощущение чего-то мистического, зловещего.


Оно Тадасиге "Город" 1961 г.


Интересна работа Оно Тадасиге, где цвет выступает как единая сила. Смысловая нагрузка линий налагается на цветовой фон как бы отдельным аккордом, дополняющим цвет. Линии и полосы цвета перекликаются между собой, цвет приобретает наибольшую самостоятельность, которой он был лишен ранее. В традиционной японской гравюре каждое цветное пятно занимает свое собственное место, ограниченное линией, здесь же эти выразительные средства получают автономность и развиваются по-своему. В этой работе идеи Оно Тадасигэ в большей степени приближаются к творческому поиску европейских художников в области пластической выразительности взаимодействия отдельных элементов изображения: точек, линий, плоскости и цветовых пятен.

Творчество Оно Тадасигэ отражает общие тенденции в развитии японской гравюры ХХ в. Важным новшеством в подходе к пластическому решению гравюры является тенденция к ограничению количества выразительных средств в гравюре, благодаря чему усиливается их индивидуальная выразительность. Если для традиционной гравюры укиё-э характерно использование большого количества оттенков цветов в каждой картине, то в ХХ в. художники используют, как правило, не более трёх цветов одновременно, что увеличивает эмоциональность и значимость каждого цветового пятна. Колорит перестает играть вспомогательное значение и, вместе с линией, становится основным выразительным средством. Таким образом, меняется подход художников к колористическому решению гравюры, усложняется работа с локальным цветом, исследуются новые пластические задачи, эмоциональная составляющая гравюры ищет новые способы выражения.


Софья Межнева



 

Рекомендуем

Марина Влади. Сюжет для большого романа
XV Международный праздник юмора «Смешной фестиваль»
XIV Ежегодный фестиваль в Санкт-Петербурге «Возьмёмся за руки, друзья!»
«Широкая Масленица на Бородинском поле»
Валерий Соловей. Лекция "В начале эпохи перемен"
Юрий Темирканов «Русский Тосканини»
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ СЕЗОН MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA
Сидни Поллак. Прагматик и идеалист
Кино. Премьера. "Девушка из Дании"
Наталья Кустинская - «Советская Брижит Бордо»