Партнеры Живи добром

Фильмы о молодежи на фестивале RIFF. Мировая девочка


"И целый мир между нами"


Название фильма Марко Даниэли «La Ragazza Del Mondo» можно перевести по-разному: «Мировая девчонка», «Мирская девчонка», но тот, что предлагается на фестивале RIFF – «И целый мир между нами» – кажется, все же самый точный.

Джулия – из секты свидетелей Иеговы. Ей запрещено жить для себя: все должно быть строго регламентировано и подчинено интересам общины. Вроде бы даже невинные и полезные вещи, такие, как поступление в университете, оказываются под запретом. Что уж говорить о «сексуальных отношениях» с мирским парнем Либеро (имя переводится как «свободный»), который только что вышел из тюрьмы, куда попал из-за наркотиков. При всех различиях, они имеют нечто общее: каждый со своей стороны, они исключены из нормальной общественной жизни. Джулии позволено общаться только со своими, Либеро не приемлет никакой мир, кроме преступного. Так они и оказались по разные стороны общества, в одинаковой степени за пределами «нормы». Но и в благообразном и богобоязненном мире свидетелей творятся свои черные дела: за общение с Либеро Джулия оказывается на допросе, где трое мужчин пытаются вытащить из нее все подробности – как они целовались и где именно прикасались друг к другу. Что до Либеро – он всего-то крадет с одной работы распылитель для краски, а с другой – пакет наркотиков. В его случае ничего необычного.

Фильм, где все и так вращается вокруг религии, полон элегантных библейских символов: Джулия и Либеро работают на столярной фабрике – отсылка к Иосифу-плотнику. Все, что окружает Джулию, представляется как искушение: и учеба в университете, и отношения с Либеро, и общение с исключенной из общины женщиной – в прошлом няней Джулии. В самом начале Либеро заявляет: «Есть в этом что-то демоническое». Однако тема «блудного сына», или же блудной дочери, получает иное развитие. Однозначно сказать, сдается Джулия на милость искушения или, наоборот, выигрывает битву с бредом окружающего ее общества, не удается. Устав от запретов, тотального контроля, она с криком «Хватит указывать мне, что делать» уходит из общины в мир Либеро. Там она, наконец, находит свободу и любовь – но попадает в неприятности совсем другого толка. Этот переход изящно обозначен одним кадром: вслед за Либеро Джулия идет по дороге, мощеной плиткой: от светлой стороны к темной.

Съемки в полной мере соответствуют настроению фильма: необычные ракурсы, сдержанный свет, природа ранней осени. Особенно радует изобилие крупных планов, так и хочется заглянуть в глаза героев, понять, что ими

движет и к чему они стремятся. В лице Джулии мы видим и маленькую девочку, которая до сих пор дурачится с сестренкой, и трепетную девушку, еще незрелую и нерешительную, и взрослую женщину – как ни прискорбно, придавленную нескончаемыми проблемами. Актриса Сара Серрайокко в свои 27 показала редкое мастерство и талант, которые уже были отмечены наградами на многих важных кинофестивалях Италии.

Морализаторства нет, нет однозначного вывода, пожалуй, кроме одного: это фильм о крайностях и законе маятника: легче впасть в крайности, находясь в противоположной ситуации, а не в золотой середине. Легче заблудиться, когда тебя постоянно водили за руку. И намного сложнее вернуться назад или хотя бы к нормальной жизни. Так что берегите себя – и да прибудет с вами здравый смысл.


"И целый мир между нами"


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Лиля Брик: демоническая женщина в жизни Владимира Маяковского
Самобытный островок искусства
Пресс-конференция с создателями фильма "Селфи"
Марчелло Мастроянни. Чеховский герой из Италии
"А чего вы тут делаете,а?" или взлёты и падения Элема Климова
Фрунзик Мкртчян. «Взрослый ребёнок»
Книга, после которой смотришь на мир по-другому Рубен Давид Гонсалес Гальего. Белое на черном
«Семья Гнесиных. Музыка длиною в жизнь»
Изабелла Юрьева — королева русского романса
Франссуа Ларошфуко: как охотники за славой приходят к философии