Партнеры Живи добром

Поль Верлен. Неприкаянный гений

                                            

Поль Верлен – французский поэт, живший в девятнадцатом веке. Попадая в категорию прославившихся не только своим талантом, но и скандальной жизнью гениев, он до сих пор вызывает интерес у ценителей поэзии, исследователей, режиссеров. Его судьба – весьма интересный пример вечного метания между стремлением жить по правилам и желанием следовать страстям и нравственно-чувственным наслаждениям, которые не одобряются обществом.

Человек искренний, талантливый и импульсивный, Поль Верлен проживал каждый день, как последний, оставляя потомкам свои впечатления в гениальных стихах. Конечно, их не всегда оценивали вовремя, но истинный поэт пишет для вечности, а не для признания, не так ли?

Родившись в обычной семье и получив образование, молодой Поль работал в канцелярии страховой компании, в муниципалитете Парижа, в общем, вел статичную жизнь молодого буржуа. В то же время, в 14 лет обнаружив у себя поэтический талант, он начинал восхождение по скользкому, тернистому и захватывающему пути творческого человека.

2.jpeg

Писал стихи, иногда печатался, посещал литературные собрания, верил в революционные идеалы своего неспокойного времени и романтические идеалы. В 25 лет его постигла любовь к юной Матильде Моте, чьих родителей было нелегко убедить отдать пятнадцатилетнюю дочь замуж за человека явно горячего нравом и любящего абсент, но Поль добился своего, женившись на девушке.

Тем временем революционное движение Франции, Коммуна, которой он сочувствовал и помогал, была разгромлена, многие его друзья и соратники арестованы и казнены, сам он чудом избежал ареста. Потеряв одну зажигающую его сердце и поддерживающую в нем огонь и вдохновение идею, он обрел новую.

Точнее, не идею, не движение, а человека, юношу восемнадцати лет, выросшего в деревне, простого, дерзкого и обладающего настолько удивительной жизненной силой, что она захлестнула Поля Верлена подобно волне цунами, из-под которой он так и не смог выбраться. Имя этому цунами было Артюр Рембо.

6.jpg

Молодой поэт, написав Полю письмо, прислал свои стихи, попросив совета и поддержки. Стихи были так хороши, что в скором времени Артюр был уже в Париже, в арендованной ему новым другом комнате, и был вхож в литературные круги.

Верлен, все больше проникаясь талантом и энергией товарища, попал под его влияние. Некая внутренняя жажда страстей и накала эмоций, часто свойственная людям, обладающим творческим талантом, во время дружбы и контакта с Рембо сложилась в роковой пазл, полностью лишив Поля собственного здравого смысла и воли, оставив только страсть и тягу к саморазрушению, алкоголизм, жажду злачных и не очень приключений.

Жена и мать безуспешно пытались вернуть Верлена в семью и к спокойному существованию. Все было тщетно. Друзья путешествовали и кутили вместе, ссорились, мирились, писали стихи, искали себя в искусстве.

7.jpg

Все это закончилось тем, что во время очередной ссоры Верлен прострелил Рембо руку, за что был посажен в тюрьму на два года. Жена подала на развод, так и не простив предательства. А сам Рембо, поссорившись с Полем в очередной раз уже после выхода того из тюрьмы, расстался с ним навсегда.

Поль Верлен, лишившись и семьи, и друга, обращался к религии, работал учителем, снова возвращался к богемной неприкаянной жизни, издавал сборники стихов и статей. В 51 год он, имея пошатнувшееся маргинальной жизнью здоровье, скончался от кровотечения в легких.

Судьба его сложна и противоречива, но одно можно сказать точно – будучи человеком искренним, Верлен жил и творил, как ему велело сердце, которое он пронес, словно факел, через всю жизнь, загораясь от людей и идей и теряя огонь и веру, когда эти идеи и люди исчезали. 


Анна Брундза

  


 

Рекомендуем

НЕРОМЕО НЕДЖУЛЬЕТТА НЕШЕКСПИР. ПРЕМЬЕРА!
Четвертый фестиваль современного российского искусства «Форма»
Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition
Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»
Виктор Иванович сердится ("Крид 2" реж. Стивен Кейпл мл.)
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры». Севастополь
Поль Гоген. Печальная струна
Симбиотическое недоразумение («Веном» реж. Рубен Фляйшер)
Главные тенденции осени 2017
Кирилл Смородин: «...все люди, которых я встречал в путешествиях, в каком-то смысле — «романтики с большой дороги»