Солнечная Каталония Пикассо
"Дайте мне музей, и я заполню его", - говорил испанский художник Пабло Пикассо. Его творческий путь начался в Барселоне. Он учился в центре солнечной Каталонии, где сейчас находится Музей Пабло Пикассо. Основным его наследием является наиболее полная коллекция работ, выполненных художником в молодости, насчитывающая около 4000 предметов. Вот почему Музей Пикассо в Барселоне стал центром для изучения ранних этапов его художественной карьеры.
Пабло Пикассо с юности был влюблен в Барселону. Впервые художник приехал в этот город в 1895 году из Ла-Коруньи. На тот момент Барселона пережила городскую революцию, стала промышленным центром Испании и местом, пропитанным новыми идеями. Именно здесь и прошло обучение Пикассо: он поступил в Школу изящных искусств Ла-Лотжа, открыл несколько мастерских и принял участие в создании культурной среды города. В Барселоне художник жил до 1904 года, после чего навсегда переехал в Париж. Он часто навещал этот город и хотел, чтобы Каталония навсегда запомнила его. В 1963 году по воле художника и благодаря сотрудничеству его друга Хайме Сабартеса в Барселоне был создан первый в мире музей Пабло Пикассо. Однако из-за явной оппозиции художника Франкскому режиму создателям не удалось открыть музей под тем именем, с которым мы знаем его в настоящее время, поэтому изначально он назывался "Коллекция Сабартеса". В Музее можно было познакомиться с личной коллекцией картин Сабартеса и работами Пикассо, которые находились в художественных музеях Барселоны. Со временем благодаря пожертвованиям самого художника, его семьи и друзей (Сальвадор Дали, его вдова Жаклин Роке, его племянник Пабло Вилато Руис и т. д.) музею удалось расширить коллекцию.
Сегодня большинство экспонатов, которые можно увидеть в музее, относятся к периоду с 1890 по 1917 год. В коллекцию вошли картины из детских и школьных лет художника, работы голубого и розового периода творчества, а также серия "Менины" (Las Meninas) 1957 года. Las Meninas представляет собой группу из 58 картин, в которых художник по-своему интерпретирует стиль Веласкеса, испанского живописца XVII века. Вся выставка авангардного искусства размещена в интерьере пяти крупных дворцов на улице Carrer Montcada, которые относятся к XIII-XIV векам и являются ярким примером каталонской готической гражданской архитектуры. Основная часть коллекции картин Пикассо расположена во дворце Агилар, в котором представлены знаковые работы художника.
"Наука и Милосердие" (1897 г.)
Эту картину Пикассо написал в 15 лет. Она является последней работой художника, выполненной в академическом стиле. В этот период жизни он начал искать свой индивидуальный стиль. Это работа социального реализма, которая подчеркивает филантропические настроения и развитие науки. Выделяется интимная и уединенная атмосфера, а также композиция, которая фокусирует внимание на пациенте. Пикассо удалось отобразить на полотне чувство глубокой скорби к изможденной от болезни женщине и взволнованному маленькому ребенку. Убогость окружающей обстановки создает особую атмосферу драматизма ситуации.
"Ожидание (Марго)" (1901 г.)
Эта работа показывает нам парижскую ночную жизнь в начале XX века через портрет женщины. Толстая и свободная линия, а также отмеченные черные профили — это влияние Ван Гога и движения Наби в творчестве Пикассо. Яркая цветовая гамма, в которой главным является красный цвет, позволяет играть со светом. Впервые эта работа была выставлена в 1901 году в галерее Амбруаза Воллара, самого важного парижского торговца произведениями искусства и открывателя таких великих личностей, как Поль Сезанн и Анри Матисс.
"Мать и сын в платке" (1903 г.)
В первые годы XX века тема материнства часто повторялась в творчестве художника. На этой картине, как и в других работах "Голубого века", он хотел показать тяжелое социальное, моральное и психологическое бремя, которое несут персонажи. Яркость лиц контрастирует с их невыразительным выражением лица и холодными глазами. Чрезмерно длинная рука матери защищает ребенка на руках от холода.
"Сеньора Кэнелс (Бенедетта Бьянко)" (1905 г.)
Работа розового периода творчества Пабло Пикассо показывает нам портрет женщины с мантильей, кружевной испанской накидкой. Ее белое и нежное лицо с румяными щеками обрамлено черной мантильей и темными волосами, что привлекает внимание к композиции. Эта картина передает чувство спокойствия и баланса. Фон с неопределенными цветными пятнами пронизывает атмосферу розовыми тонами.
Модель, изображенная на портрете - Бенедетта Бьянко Колетта, которая в 1906 году стала женой художника Рикарда Кэнелса. Пикассо впервые увидел ее, когда она позировала для картины своего коллеги, и ему настолько понравился ее способ позировать, что он решил увековечить Бенедетту в одной из своих работ.
"Арлекин" (1917 г.)
Эта работа, выполненная во время пребывания Пикассо в Барселоне в 1917 году, показывает арлекина, персонажа, который очень часто появляется в розовый период творчества Пабло. Арлекин стал альтер эго художника и символом того, кто является свидетелем человеческой комедии и кто хочет преодолеть человеческие ограничения. В этой работе выделяется контраст красного цвета тяжелой завесы со светло-зелеными, синими и розовыми тонами одежды персонажа. На этой картине отсутствуют знакомая нам атрибутика цирка. Художника интересует душа человека. Арлекины и клоуны отличаются от своего образа в повседневной жизни, что и удалось отобразить Пикассо в грустных глазах персонажа. Образцом же для арлекина был Леонид Мясин, ведущий танцор "Русских балетов" Дягилева.
Алёна Хорошевская
|
Рекомендуем |