Партнеры Живи добром

38-й ММКФ. Конкурс. "Эксцентрики" реж. Януш Маевский, "Поющие башмаки" реж. Радослав Спасов

«Эксцентрики», режиссер Януш Маевский


"Эксцентрики"


«Эксцентрики или по солнечной стороне улицы» – так полностью звучит название фильма Януша Маевского. «On the sunny side of  the street» – джазовый стандарт 1930-х годов и любимая песня главного героя картины Фабиана. Вернувшись из Англии на родину в Польшу 1950-х, в первый же день выйдя на болкон и сыграв на тромбоне знакомую мелодию, внезапно находит бывшего джазового музыканта, а теперь полицейского. По иронии судьбы находит он его благодаря доносу «патриота Польши», разбуженного громким тромбоном. Жизнь после войны сильно изменилась, и гастролирующий музыкант Стёпа стал служителем правопорядка. Война всегда будет присутствовать на заднем плане в картине. Фабиан с сестрой склонились над фотографией погибших на войне родителей; доктор засучив рукав, покажет номер, наколотый в концлагере... Об этом даже джаз не позволит забыть.

Вскоре поклонников джаза становится больше, например, к ним присоединился забавный пианист Зуппе, подозревающий всех писателей и поэтов Польши в гомосексуализме, и загадочная роковая красотка Модеста.

Музыка – ключевой персонаж в картине и универсальный позывной. Люди сразу откликаются на джаз, но секретный пароль периодически произносимый незнакомцами сбивает Фабиана с толку. Музыка обладает даже волшебными и целебными свойствами в «Эксцентриках». Чудесным образом джаз излечивает сестру Фабиана, больную раком. Она начинает петь с джаз-бандом и забывает про боль, а потом доктор в недоумении пожимает плечами, рассматривая рентгеновские снимки больной. И все положительные герои умеют петь и играть на музыкальных инструментах. Находясь вне политики, так они отличают «своих» в мире, поделенном на своих и чужих. В мире, где качество музыки оценивается по идеологическому принципу. Серая жизнь в коммунистической Польше благодаря джазу становится яркой, а жизнь героев начинает походить на голливудский мюзикл. В картине есть полноценные мюзикловые номера: «I’ve got you under my skin» на застрявшем пароме, «Chattanooga Choo Choo» в местном клубе.


режиссер Януш Маевский и актер Войцек Пшоняк (исполнитель роли Зуппе)


Популярность джаз-банда растет, им даже разрешают выступить на концерте в честь первого мая с американским джазом. Все складывается замечательно, вот только одна тайна тревожит Фабиана – тайна личности Модесты. Они уже давно признались в своих чувствах, но кто она и откуда, Модеста тщательно скрывает. Зритель, да и сами герои картины понимают или догадываются, кем является Модеста, поэтому большой интриги в фильме нет. В фильме действительно нет интриги, захватывющей кульминации и развязки. Вы просто наслаждаетесь происходящим, и вдруг внезапно на экране идут тиры.

Финал картины можно назвать счастливым с большой натяжкой, но музыка, тем не менее побеждает. И те, кто на стороне музыки побеждают, а политиков рано или поздно свергнут (зритель в отличие от персонажей, знает это наверняка). И вот новая участница джаз-банда, по совместительству официантка, ужасно похожая на Эми Уайнхаус, запевает «Bei Mir Bist Du Schön», а вам не хочется уходить из зала.

 

«Поющие башмаки», режиссер Радослав Спасов

 

"Поющие башмаки"


Еще один фильм из конкурсной программы ММКФ – «Поющие башмаки» режиссера Радослава Спасова (картина режиссера"Украденные глаза" была представлена в конкурсе ММКФ в 2005 году) тоже из Восточной Европы и тоже про музыкантов. На этом сходство между картинами заканчивается. «Поющие башмаки» совсем не похожи на голливудский мюзикл. И музыки там практически нет. Это история певицы Леи Ивановой и ее супруга Эдуарда Казасяна. Эдуард или Эдушка, как зовет его Лия, влюбился в певицу еще в детстве, он младше ее на восемь лет. После смерти супруги Казасян изучает в архиве личное дело своей жены и узнает много интересного, оказывается, что он даже не догадывался, что прожил всю жизнь с информатором спецслужб.

Лея Иванова и Эдуард Казасян - реальные личности, и картина сделана как стандартный байопик, где сам главный герой или его родственник вспоминает прожитую жизнь. Вот только из этого байопика убрали главную составляющую – талант. Уберите из фильма «Рей» дарование Рея Чарльза, его песни, их историю рождения,  раскрытие таланта певца, то останется наркоман, в «Жизнь в розовом свете» останется больная разбитая женщина и т.д. Так вот о таланте Леи Ивановой в картине только говорят, а то, что изредка показывают талантом назвать нельзя. Картина очень насыщена событиями, в которых можно и запутаться, сюжета хватит несколько сезонов сериала. Портреты вождей и фасоны пиджаков меняются, Лея и Эдушка ссорятся и мирятся, переезжают из страны в страну, но наблюдать за этим было бы интересно дома у телевизора, но никак не в кинотеатре. Картина вполне могла бы заменить любой средненький сериал на канале «Россия 1».


Исполнительница главной роли Рая Пеева и режиссер Радослав Спасов

Михаил Мосягин


 

Рекомендуем

Юджин Филд – «Поэт детства»
Санкт-Петербург. На круги своя
Киану Ривз: над пропастью в жизни
Московский театр "Et Cetera"
WELCOME TO THE 8th EDITION OF THE SCL FESTIVAL VIENNA!
Кровавый пейнтбол («Перестрелка», реж. Бен Уитли)
"Привет, красотка!"
Живопись Владимира Маковского
«Соседская девчонка» на экране голубом
Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)