Партнеры Живи добром

7 причин увидеть «Манхэттен» Вуди Аллена на большом экране


Благодаря компании «ИНОЕКИНО» 12 сентября во многих городах России в кинопрокат выходит фильм Вуди Аллена «Манхэттен», до того не показывавшийся в нашей стране. Выпуск картины приурочен к её 40-летнему юбилею, и демонстрироваться она будет на английском языке с русскими субтитрами. Так что у вас появится уникальная возможность увидеть её почти так же, как увидели её зрители в далеком 1979 году. И даже лучше – показывать будут новую цифровую 4К-копию, отсканированную с оригинального пленочного негатива.

Если кому-то это всё ещё не кажется веской причиной для похода в кино, ниже – ещё  семь убедительных причин.


1. Город

"Манхэттен"


Манхэттен для Вуди Аллена – синоним Нью-Йорка, Манхэттен и есть Нью-Йорк. В одном из первых своих знаменитых фильмов ему удалось создать один из лучших, если не лучший портрет Нью-Йорка в кино. Город здесь – полноценный участник действия и главный персонаж, он оказывается в центре внимания камеры едва ли не чаще и больше, чем сами герои. «Манхэттен» называют одой городу, и это действительно так – Аллен смотрит на него вдохновенными глазами туриста и без зазрения совести идеализирует его. Даже сейчас побывать в таком Нью-Йорке не получится, ведь в этой картине запечатлён лирический образ несуществующего в реальности города – пожалуй, таким его можно увидеть только на открытках и в путеводителях.

 

2. Гершвин


Не зря «Манхэттен» называют одой Нью-Йорку.  И эта ода – музыкальная. Как говорит главный герой фильма Айзек в самом начале, «в любое время года этот город разворачивался перед ним чередой черно-белых кадров под незабываемые мелодии Джорджа Гершвина». Некоторые кадры картины монтировались специально, чтобы совпасть с ритмом музыки. Бессмертная мелодия великого Гершвина под фейерверки, взрывающиеся в ночном небе над Нью-Йорком – что вообще может быть прекраснее? Лучше просто один раз увидеть это, чем сто раз услышать.

 

3. Гордон Уиллис

Гордон Уиллис и Вуди Аллен на съёмках "Манхэттена"


Гордон Уиллис – без преувеличения, великий американский оператор, «мастер тьмы», как назвал его другой выдающийся оператор Конрад Холл. Человек, работавший с Кополлой над всеми частями «Крёстного отца» и снимавший все лучшие фильмы Алана Пакулы. Он же привнес в фильмы Вуди Аллена классического периода перфекционизм изображения и настоящую живописность в построении кадра. С Алленом они вообще нашли друг друга; достаточно сказать, что на съемках «Зелига» (1983) они вдвоём топтали ногами плёнку для того чтобы состарить её. Черно-белое и в то же время современное, поэтичное ретро-изображение «Манхэттена», изысканное и изумительное в своих оттенках – половина успеха фильма, и даже больше. Аллен с Уиллисом по возможности избегают общих планов, снимая прежде всего атмосферу города и используя для этого широкоформатные панорамные кадры. И только потом уже встраивают в них запутанную историю отношений героев.

 

4. Герой

"Манхэттен"


«Манхэттен» – это тот фильм, в котором фирменный лирический герой Вуди Аллена сформировался окончательно. Эта картина – из числа тех, где режиссёр сам появляется на экране, а значит, всё показанное здесь имеет к нему самое прямое отношение. И здесь его неизменное альтер-эго, болтливый и остроумный неврастеник в неизменных очках, зацикленный на сексе, женщинах и литературе, пожалуй, воплощен лучше всего. А в те моменты, когда его персонаж наконец ненадолго умолкает, Аллен-актёр на экране достигает почти чаплиновского уровня эксцентричной комедии.

 

5. Женщины

"Манхэттен"


Почти в каждом фильме Вуди Аллен окружает своего героя или героев прекрасными женщинами. Звезды Голливуда, судя по всему, не в силах ему отказать, так что за свою более чем пятидесятилетнюю карьеру в кино он снял, наверное, всех, кого только было можно. Так вот в «Манхэттене» оказались лучшие из лучших, главные роли в фильме исполнили, наверное, самые очаровательные актрисы Голливуда 70-х. Достаточно просто перечислить: Дайан Китон, Мэрил Стрип и Мэриел Хемингуэй. Для каждой из них Вуди придумал остроумную и яркую роль: роковой музы, съехавшей с катушек бывшей жены и нежной и трогательной юной подруги главного героя. Конечно, у Дайан Китон и Мэрил Стрип можно найти роли и поинтереснее, а вот для замечательной Мэриел Хемингуэй (внучки Эрнеста Хемингуэя) эта роль на всю жизнь стала визитной карточкой и принесла ей номинацию на Оскар за Лучшую женскую роль второго плана.

 

6. Юмор

"Манхэттен"


Как гласит одна остроумная шутка, «Если в фильме Вуди Аллена висит ружьё, там обязательно будет какая-нибудь шутка про Чехова и евреев». Режиссёр и сценарист, в одном фильме которого закадровая героиня отравилась, выпив отбеливатель, способный шутить сомнительные шутки на любые темы вроде орального секса во время бар мицвы, в "Манхэттене" предстаёт во всём своём великолепии. Его почти идеальное, искромётное и лёгкое чувство юмора, отполированное выступлениями в стендапах, тут не изменяет ему ни разу. Болтовня нью-йоркских интеллектуалов в фильме удаётся на славу, и будьте готовы к тому, что реплики главного героя могут вызвать в зале приступы продолжительного хохота, насмешив вас до слёз. И вообще, это идеальный фильм для свидания – главное, чтобы у вашей пары оказалось хорошее чувство юмора.

 

7. Жанр 


Как всем уже давно известно, фильм Вуди Аллена – это отдельный жанр. Смесь романтической комедии с мелодрамой, построенная на ярких актёрских образах и иногда приправленная по-настоящему драматическими моментами – вот тот рецепт, по которому он снимает свои фильмы вот уже более пятидесяти лет. Хотя время от времени режиссёру удается удивить зрителей и выдать что-то действительно неожиданное (как например, с «Матч Поинтом» и «Жасмин»), последние годы он не изменяет себе и предпочитает работать по одному сценарию. В «Манхэттене» ему удалось довести свой узнаваемый стиль до совершенства. И хотя все лавры, включая четыре Оскара, и звание фирменной алленовской комедии достались вышедшему за два года до этого фильму «Энни Холл», до сих пор ведутся споры о том, какая из двух картин лучше. Нам кажется, что «Манхэттен» всё же чуть тоньше, но это тот спор, в котором нет единственно верного ответа. С полной уверенностью можно утверждать только то, что спустя сорок лет после выхода «Манхэттен» – уже классика, и с годами он нисколько не растерял своего очарования и красоты.


Dailyculture.ru благодарит компанию «ИНОЕКИНО» за содействие и помощь в подготовке материала.


"Манхэттен"


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Кино как лекарство ("Боль и слава" реж. Педро Альмодовар)
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
День 3. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Пабло Неруда: «Признаюсь, я жил»
Николай Гумилев. Поэт-конквистадор
Непокорности имя - Татьяна Окуневская
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
Дочки-матери и волшебные твари ("Малефисента: Владычица тьмы" реж. Хоаким Роннинг)
С другой стороны. Карлос Кастанеда