Call me by your name and I'll call you by mine... («Зови меня своим именем» реж. Луки Гуаданьино)
Шедевр Луки Гуаданьино, снятый по одноименной книге Андре Асимана, впервые был показан на берлинском кинофестивале в минувшем феврале. «Зови меня своим именем» - это волшебная история любви, случившаяся однажды где-то в захолустном городке Италии. В качестве приправ к сюжету идут интеллектуальные беседы, подростковые метания и немного тоски о судьбах еврейского народа. Этот фильм обязательно нужно увидеть, потому что он способен затронуть самые потайные струны души, пожалуй, любого зрителя и потому что он слишком красив. В центре повествования два героя — 17-тилетний умница-музыкант Энио в исполнении юного и замечательно талантливого Тимоти Чаламета и молодой американский ученый Оливер, прекрасно исполненный Арми Хаммером. Дом семьи Энио каждое лето традиционно дает приют очередному подающему надежды исследователю, и все они уезжают, исполненные благодарности к прекрасной семье великодушных и интеллигентных итальянских хозяев. В это памятное лето их гостем становится Оливер, который на пару месяцев приехал в Италию, чтобы в тишине провинциального городка поразмышлять о вечных вопросах философии. Но ему суждено вынести из этих летних месяцев гораздо более интересные впечатления... Это история о страсти и нежности, о невозможном и притягательном, о вселенной, которая вибрирует на кончиках пальцев, когда одна рука касается руки другого. Что-то в картине напомнит о долановском «Это всего лишь конец света», что-то отзовется воспоминаниями о «Убей своих любимых», но в этом фильме слишком много своего, особого. Пронзительная правдивость, - вот что никого не оставит равнодушным. Правдивость сомнений, которые сквозят в каждом жесте, в сближении и отдалении, то одного, то другого, в неловких и болезненно искренних прикосновениях, взглядах и мимике. И над всей этой невинной и робкой игрой витает трепещущая сила тяготения, которая чувствуется даже через экран, давая понять, что эта связь никуда не исчезнет. Этот фильм не рассказывает о сопротивлении или борьбе за свое право любить — кажется, все: люди, окружение, обстоятельства, - чудесным образом помогает вспыхнувшей между героями страсти обрести свою форму. Ведь она, как скажет отец Энио, нечто большее, чем то, с чем мы сталкиваемся в нашей обыденной жизни. Любовь, которая возносит человека и навсегда остается с ним как особое сокровище, хранящееся в тайниках памяти. «Зови меня своим именем» - одна из тех картин, при просмотре которых ты не будешь цепляться критическим взглядом за шероховатости и просчеты, - вся команда сработала словно слаженный механизм. Операторские решения смелы и гармоничны — кадры порой стремительно сменяют друг друга, а порой одна сцена застывает в томительно долгом ожидании, перекликаясь с происходящим на экране. В целом атмосфера картины летняя и сочно-красочная. Важное место в фильме занимает музыка (ведь юный Энио — талантливый пианист). Надо отметить тонкое чувство юмора, присущее сценаристам — в картине есть место смеху, но комичные сцены не превращаются в фарс, не вымучены, они естественно и изящно вписываются в драматическую канву сюжета. О достоинствах фильма можно говорить очень долго, все равно, в сущности, не передав главного: того общего ощущения, которое захватит зрителя с первых кадров и не отпустит еще долго после возвращения из кинотеатра. Великолепный фильм, который непременно должен войти в копилку шедевров каждого киномана. Он открывает новую страницу в искреннем, сильном и свободном от всяких политических и социальных условностей кинематографе, где взамен холодных подсчетов разума и хитрых сюжетных ходов, раскрываются чистые интуитивно постигаемые чувства, во власть которых попадает каждый, кто решил познакомиться с этой картиной.
Мария Головина
|
Рекомендуем |