Партнеры Живи добром

«Как в кино»: царский путь Ирины Бугримовой


Издалека виден хрупкий силуэт женщины, сидящей на троне. Сфокусировав взгляд, различаешь иссиня-черные волосы, горделиво поднятый подбородок, прямую спину и уверенно расправленные плечи. И взгляд, прямой и открытый, выдающий внутреннюю силу и спокойствие. Тут к трону тяжелыми шагами приближаются три огромных льва. Но на лице девушки не дрогнул ни один мускул. Хищники подходят вплотную, окружают ее и… как безобидные котята, ластятся и деликатно берут угощение из рук своей хозяйки. Согласитесь, такую сцену легко представить в фантастическом фильме о царице амазонок или могущественной колдунье. Но этот образ на протяжении почти 40 лет воплощала в жизнь великая цирковая артистка Ирина Бугримова – первая женщина, решившаяся в одиночку зайти в вольер со львами. 


Ирина Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове. Ее отец, известный ветеринар, пророчил девочке карьеру хирурга, ведь уже с 12 лет дочь уверенно ассистировала ему на операциях. Мать, страстная любительница искусства, смотрела на воспитание дочери немного иначе. Именно она настояла на том, чтобы Ирина училась в музыкальной школе и в балетной студии при Харьковском оперном театре. Никто тогда не смел предположить, что через много лет она станет жемчужиной советского цирка… Но обо всем по порядку. 


Ирина Бугримова


Однажды в детстве Ирине попалась книга со львом на обложке и тисненой надписью "Aut Caesar, aut nihil!" («Или Цезарь, или никто!»). «Речь в ней шла о Гае Юлии Цезаре. Папа рассказал, что он был римлянином, могущественным полководцем, которого современники часто сравнивали со львом. – вспоминала артистка, - Много лет спустя, когда я уже хорошо изучила нрав огромных кошек, вспомнила слова папы». Через несколько дней Ирина показала родителям рисунок, на котором была изображена скачущая по манежу девочка, и красовалась подпись неровным детским почерком: "Или Бугримова, или никто!". 


Не станем утверждать, что именно этот эпизод объясняет выбор уже взрослой Ирины. Но кажется, что она с самого детства готовилась сделать что-то, о чем узнает весь мир. Ирина была самой младшей среди четырех сестер, но всегда старалась быть только первой. "У моих родителей рождались одни девочки, — рассказывала она. — Вот и я родилась четвертой дочкой, хотя отец и мать ждали сына. Но в утешение родителям у меня рано проявился твердый, решительный характер. Я была смелая и ловкая, верховодила ватагой ребят". Вот только найти свой путь ей удалось далеко не сразу.


Ненадолго увлекшись балетом с маминой подачи, Ирина сделала крутой реверанс и решила заняться спортом. К этому увлечению она подошла с теми же упорством и основательностью. Несмотря на то, что и в этот раз ее хватило ненадолго, она успела стать чемпионкой Украины сразу по нескольким видам спорта, неоднократно занимала первые места на Всесоюзных спартакиадах. Вряд ли через несколько лет кто-то из зрителей узнал бы в хрупкой девушке, стоящей посреди арены, бывшую толкательницу ядра.


В середине 20-х Ирину начали приглашать в Харьковский цирк в качестве помощницы ветеринара для осмотра дрессированных животных. Но выйти из-за кулис под свет софитов ее подтолкнуло знакомство с тренером по мотоспорту и будущим мужем Александром Буслаевым.  Несмотря на большую разницу в возрасте, им удавалось договариваться не только в семейной, но и в «сценической» жизни, и их творческий тандем тоже оставил свой след в истории советского цирка. Вместе они придумали номер, на который до этого не решался никто - «Полет на санях из-под купола цирка», настоящие американские горки в безрельсовом пространстве. Специальные сани «выстреливали» по крутому трамплину из-под самого купола цирка, описывали крутую дугу, пролетали сквозь кольцо и приземлялись на страховочную сетку. Премьера аттракциона состоялась в 1931 году и стала одной из самых ярких в сезоне. Но даже став любимицей публики, Бугримова не чувствовала, что занимается своим делом. Теперь она обратила свое внимание на дрессуру. «У нас в цирке был дрессировщик со смешанной группой животных – и удав у него был, и лев с львицей, и тигр. Хороший дрессировщик. – рассказывала артистка в одном из интервью, - Я всегда с любопытством смотрела на его работу, но никогда не думала, что сама стану укротительницей. Я очень любила лошадей, я с ними не расставалась, у меня был хороший номер – «Высшая школа верховой езды».


После войны брак Бугримовой с первым мужем распался. Позже она вышла замуж во второй раз, но и этот союз вскоре тоже был расторгнут. Свою жизнь она осознанно посвятила цирковой карьере. В редкие минуты, когда дрессировщица позволяла себе быть сентиментальной, Бугримова жаловалась, что искала всю жизнь, но так и «не нашла ни одного достойного мужика», потому что все они были слабее неё.  Скептически Бугримова относилась и к «карьере» матери: "Никаких детей я рожать не буду! С ними придется возиться, а мне нужно готовить номера и дрессировать львов. Дети будут только мешать. Они мне не нужны". 


В предвоенные годы на арене появился новый персонаж – Александр Данкман, творческий руководитель цирка, впервые решившийся сделать из цирка настоящий театр. Обычно с его именем связывают золотую эпоху советского цирка. Считается, что толчком к творческому поиску тогда стали фильм «Цирк» Григория Александрова и желание превзойти зарубежных циркачей. 


Ирина Бугримова


Однажды Данкман подошел к Бугримовой и предложил ей стать первой женщиной, в одиночку работающей с дикими кошками. Руководство цирка тогда уже предусмотрительно «запаслось» группой леопардов. Бугримова охотно согласилась, но выдвинула свое условие: все будет сделано с настоящим королевским размахом, и иметь дело она будет только со львами. 


Есть теория, что Данкман решил вывести на арену Бугримову с хищниками в противовес «Полету на Луну» Марион Диксон (согласитесь, многим современным продюсерам здесь явно есть, чему поучиться). Как бы то ни было, в эту авантюру ввязалась не только сама Бугримова, но и высшее руководство, предоставив крепкую финансовую поддержку. Не одобрила эту затею только мама артистки. «Когда мама узнала об этом, она закричала: «Ты сумасшедшая! Коля, не разрешай ей!» А отец поддержал: «Почему бы нет?» И он долго со мной беседовал, объяснял, что это такое, как надо изучить животных, узнать все о характере, их внутренней жизни», - вспоминала дрессировщица.


В итоге на руках у Ирины оказалось три львенка, которых звали Гай, Юлий и Цезарь. Эти первопроходцы оправдали свои громкие клички, став настоящими императорами цирковой арены. Но вожаком среди опасных «котят» была сама Бугримова. Бок о бок с ними она проработала 23 года, и ее любимцем был лев Цезарь. Дрессировщица рассказывала, что когда он замечал назревающее недовольство остальных зверей в арене, он заступался за дрессировщицу и пресекал даже намек на бунт устрашающим рыком. Цезарь до последних дней сохранял настоящее королевское достоинство и, как и его наставница, был предан своему ремеслу. Даже выйдя на заслуженный отдых, он не мог смириться с бездельем. Однажды он даже в кровь разбил себе морду о прутья клетки, вырывался на арену, услышав музыку циркового оркестра.  


Бугримова и ее зверинец не просто отрабатывали программу. Каждый номер был целым спектаклем, основанным на уникальных трюках. Огромные хищники по просьбе своей «мамы» ходили по канату, качались на качелях, ездили на мотоцикле и, конечно же, прыгали через огненное колесо. Но самым «хладнокровным» номер в их репертуаре был аттракцион «Кресло смерти». Ирина занимала свое место на троне, а три льва, как преданные рыцари, окружали ее, опираясь лапами на подлокотники и спинку. Сидя на таком пьедестале, Ирина с невозмутимым видом кормила львов с рук сырым мясом, как будто даже не замечая, что клыки одного из них находятся в опасной близи от шеи.  


Бугримова считала себя строгой и непоколебимой «начальницей», но признавалась, что в первую очередь старалась быть другом своих животных. Все методы дрессуры ей пришлось разрабатывать самой, но она никогда не поднимала руки на своих подопечных: «Если они начинали между собой драться или бросаться на меня, я просто уходила из клетки, а потом, когда они выдыхались, заходила снова и делала свое дело». Но, к сожалению, цирковое искусство требует жертв, и без «профессиональных» травм ее карьера обойтись не могла.


В 1941 году прямо посреди выступления лев Юлий сбил Ирину Николаевну с ног, а Гай, поддавшись бунтарским настроениям на арене, запустил в укротительницу когти и зубы. Закончить номер пришлось в больничной палате, где ей наложили более пятидесяти швов. Через десять лет другой лев чуть не оставил свою наставницу без пальцев, «неудачно» махнув лапой. А однажды Бугримова чуть не потеряла лицо в прямом смысле слова: лев Гриф, «задев» лапой лицо Ирины, сорвал кожу и серьезно повредил глаз. Но даже это не помешало ей закончить номер: в финале она кланялась зрителям, прикрывая окровавленное лицо салфеткой. Сама дрессировщица относилась к таким «инцидентам» довольно философски и шутила, из-за своих воспитанников потеряла как минимум тридцать литров крови: «Если зацепил, кожу порвал – это не травма. Зашили – через десять дней швы сняла, и пошла поработать. И опять – то поломали, то порвали, то пол морды оторвали, только глаз один моргает. Конца не было! Вот сухожилие вырвали, видите, это фактически не рука. Но я ни разу за все сорок лет не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли».


Ирина Бугримова


За свою 45-летнюю цирковую карьеру Бугримова воспитала больше 80-ти львов, ей доводилось слышать рукоплескания публики почти на каждом континенте. В 1969 году Ирина Бугримова была удостоена звания народной артистки СССР, но ей повезло не только заработать репутацию легенды, но и получить вполне осязаемое признание своего таланта. У Бугримовой была самая высокая ставка за каждый цирковой выход, она легко могла баловать себя не только красивой одеждой, но и новыми автомобилями. Её легендарная коллекция драгоценностей так и вовсе стала отдельной темой для слухов, плавно перерастающих в мифы. Но, несмотря на материальное положение, она никогда не имела прислугу, любила готовить, и даже сама шила себе сценические костюмы. 


В последний раз артистка вышла на арену в 1976 году. Тогда ей было 66 лет. И даже убрав в шкаф сценические костюмы и хлыст, она не хотела мириться с ролью - обычной пенсионерки. Ирина Николаевна была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума ЦДРИ, Общества защиты животных, готовила к печати мемуары, принимала экзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева. Последнюю свою награду - Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени – она получила в 2000 году.


Ирина Бугримова


20 февраля 2001 года сердце дрессировщицы остановилось. Ее похоронили в Москве на Троекуровском кладбище. По завещанию львиная доля коллекции бриллиантов Бугримовой передана на развитие цирковой дрессуры. Родной Харьков бережно хранит память о великой артистке – ее именем названа площадь перед новым цирком.


Биография Ирины Бугримовой вполне может стать основой не одной приключенческой книги или фильма. Несомненно, артистка прожила полную невероятных событий жизнь. И практически все они – целиком и полностью ее заслуга, каждый эпизод был следствием ее собственного выбора, а не чьего-то навязанного решения.  Но самое главное то, что сама Ирина Николаевна никогда ни о чем не жалела: "Все, что можно было взять от жизни, я получила. У меня нет осадка на сердце, что что-то не так, что-то не сделала".



Анна Романюк 



 

Рекомендуем

"О мышах и людях" Джона Стейнбека. "Только книжки не помогают. Человеку нужно, чтобы кто-то живой был рядом"
XXXIX ММКФ. "Карп отмороженный" Владимира Котта
Бухгалтерия по-американски ("Расплата" реж. Гэвин О'Коннор)
Евгений Гришковец приглашает к соавторству
Андрей Баскаков. Фотографии 1970-х — 1990-х годов
Неповторимая блондинка Ким Бейсингер
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер
Кино. Премьера. "Голограмма для короля"
Кино. Премьера. "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова
MBFW Russia SS’18: итоги 3 дня