Партнеры Живи добром

Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни


           «Сердце не стареет, сердце умирает» 

(бабушка Нины Ананиашвили)


Изумительной балерине, невероятно душевному человеку и просто красивой женщине Нине Ананиашвили 19 марта исполняется 52 года. Балерина находится в прекрасной форме, является художественным руководителем Грузинского театра оперы и балета им. З.П. Палиашвили, директором Хореографического училища имени В. Чабукиани, воспитывает дочь и чувствует себя на 27 лет, не больше. Является обладателем многих почетных наград, в том числе стала первой, кого наградили Российской Национальной премией "Триумф" за выдающиеся заслуги в области искусства хореографии, а также Государственной премией Грузии за выдающийся вклад в грузинскую культуру. Народная артистка Грузинской ССР (1989), народная артистка России (1995).


Нина Ананиашвили


Родилась Нино или, ласково, Нинико, в Тбилиси, в 1963 году. На родине её чтут и уважают. Она даже стала крестной мамой для младшего сына Михаила Саакашвили, когда тот еще был президентом Грузии. Собственно, по просьбе Саакашвили Нина и вернулась в Тбилиси, поднимать из руин Грузинский театр. В одном из своих интервью она вспоминает, что тогда, в 2004 году, она танцевала в Нью-Йорке. Неожиданно позвонили с просьбой приехать в Тбилиси и встретиться с Президентом Грузии. Её подхватили буквально с трапа самолета. Михаил Саакашвили, сделав предложение возглавить труппу, попросил «не говорить нет», после чего Ананиашвили ничего не оставалось, как согласиться, несмотря на то, что опыта на руководящей должности у неё не было. Дала себе три года. Решила, если не получится, то вернётся на сцену. Получилось. За три года было осуществлено 27 постановок. Было трудно. Театр находился в полном упадке, зарплаты артистам не хватало даже на проезд, и некоторые в целях экономии ходили на работу пешком. Михаил Саакашвили обещал финансирование, но еще целых два месяца труппа работала без зарплаты. Однако, Нина смогла воодушевить артистов, и работа закипела. Театр вырос, расширился репертуар. Правда, на сцену Ананиашвили все равно вернулась, т.к. спектакли без неё на тот момент никому не были интересны. 


Сейчас Нина Ананиашвили - лицо Грузинского театра. Знаменитостью в своём родном городе она стала еще с тех пор, как только уехала в Московское хореографическое училище.


А начинала Нино с фигурного катания в спортивной школе. Родители отдали её туда для укрепления слабого здоровья, часто болело горло. Нино успешно занималась. В 6 лет уже получила свой первый спортивный разряд, а в 10 лет стала чемпионкой Грузии в своей возрастной группе. Маленькие фигуристы, помимо коньков, занимаются еще и хореографией, чтобы развивать танцевальность. Первым педагогом по балету для Ананиашвили стала балерина Алла Двали. Она поставила ей «Умирающего лебедя» на коньках, которого Нина станцевала в 9 лет и сделала это так серьезно и проникновенно, что даже тренеры посоветовали родителям отдать девочку в балет. Маленькая Ананиашвили считала себя совсем как Майя Плисецкая, но менять коньки на пуанты особо не хотела. Однако её таки соблазнили образами принцесс в красивых платьях и самым настоящим театром. В Тбилисское хореографическое училище Нину приняли сразу, хоть она и опоздала на отборочный экзамен. Папа был против. Он не хотел подвергать свою девочку «шахтерскому» труду, а мама желала всем сердцем. Но спустя время именно папа стал самым ярым поклонником таланта своей дочери и буквально её летописцем. Он собирал все статьи, вырезки и фото о своей дочке-балерине. 


Нина Ананиашвили


Поступив в училище Нино сама «заболела» балетом. Природа наградила её всем: отличные данные, хрупкая фигурка, обаятельное лицо, актерский потенциал. Однажды в Тбилиси приехали педагоги из Москвы, которые обратили на девочку внимание и предложили переехать в Москву. Отец категорически был против отправлять младшую дочь одну так далеко. Но на помощь пришла бабушка Екатерина Андреевна, которая вызвалась сопровождать и поддерживать внучку в Москве. Ананиашвили попала в класс к Н. Золотовой, которая на первых уроках напутствовала своей новой ученице: "Ты уже натанцевалась, теперь пора учиться". 


Приезд в Москву сопровождался сопутствующими любому переезду трудностями. Снимали маленькую квартирку, зато напротив училища. Нино знала русский язык, но в Тбилиси училась на грузинском, поэтому с общеобразовательными предметами были трудности. Первое время получала одни двойки. Потом выправилась, но некоторые точные науки давались всё равно тяжело. Нино дружила со своей одноклассницей, представительницей известной фамилии Илзе Лиепой, с которой всегда сидела за одной партой. Илзе вспоминает, как на уроки химии Нина всегда приходила в жилете, снабжённом множеством карманов, куда были распиханы шпаргалки: в одном кармане щелочи, в другом кислоты, оксиды и т.п. Главное было-не запутаться. 


С самого детства Ананиашвили отличалась трудолюбием, исполнительностью и стойкостью к трудностям. Золотова стала готовить Нино на 10-й балетный конкурс в Варне (1980 г.). Как вспоминает Нина, с этим первым в жизни конкурсом все было не просто. Её отправили на него не за заслуги и успеваемость, а из-за интриги. С. Головкина – директор училища, - отправляла на конкурс свою ученицу Дудину, но боялась, что другая конкурсантка от училища её опередит. Поэтому стратегическим расчетом Головкиной было снять конкурентку и отправить вместо неё Нину, беря во внимание то, что за два месяца Ананиашвили просто не успеет подготовиться.  


Нина Ананиашвили


Готовили шесть вариаций и сольный номер. Наталья Золотова для Нино сочинила номер "Рубаи", что было отличным ходом, т.к. внешность Нинико очень сочеталась с восточной стилистикой танца. Несмотря на подоплёку, успех Нины в Варне был оглушительным. Она получила «Гран-при» и золотую медаль по младшей группе. После этой победы Золотова стала ещё требовательнее к своей ученице: "Один залп - это еще не канонада" - напутствовала она. 


В 1981 году - год выпуска - Нина участвует в Четвёртом Московском балетном конкурсе артистов балета. Выступает в младшей группе, но уже в паре с одноклассником Андрисом Лиепой. Их дуэт сложился еще в школьном спектакле «Коппелия». Они оба получили золотую медаль и были приняты в труппу Большого театра. Из рук Натальи Золотовой, Ананиашвили перешла в опытные руки педагога Большого театра Раисы Стручковой, которая стала для неё второй мамой. Ей, как близкому человеку Стручкова даже завещала свою квартиру. Училась также у легендарной М. Семёновой. 


Начала Ананиашвили с кордебалета – такие уж театральные законы. Танцевала в двойках и четверках, что было сложным, т.к. с детства она привыкла танцевать соло, а работа в тандеме с другими артистами требует особой сноровки, к которой нужно привыкать. Но вот ей выпадает шанс станцевать в спектакле А. Петрова "Деревянный принц" по замене, а потом очень быстро войти в образцовый классический спектакль "Лебединое озеро". На гастролях в Австрии она заменила заболевшую балерину. Первое своё «Лебединое озеро» она станцевала в 17 лет. Ей сопутствует успех, однако по возвращении в Москву выхода в этой партии приходится ждать ещё целый год.


Со Стручковой Нина готовится к пятому Московскому балетному конкурсу (1985), где она уже выступает во взрослой группе. Её партнёр опять Андрис, хотя изначально готовилась с А.Фадеечевым, но тот получил травму. У самой Нины тоже были проблемы с ногой. Подготовка была спешная, тяжелая, но, тем не менее, она снова получает золотую медаль. Но даже не это ценно для нее, а то, что во время этого конкурса она познакомилась со своим будущим мужем. Один из поклонников прислал в театр огромную корзину гвоздик. Она в то время лечила ногу, сидя дома. Цветы попросила раздать артистам, а карточку забрала, чтобы позвонить и лично поблагодарить. На том конце провода оказался тоже уроженец Тбилиси, которого она пригласила в гости. Через три года Гиа Вашадзе и Нина поженились. Он ухаживал долго и терпеливо. Вашадзе стал для неё не только мужем и опорой по жизни, но еще и импресарио, как Дандре для Анны Павловой. Образованный человек, знающий несколько языков, он предан жене и её искусству. Именно он всегда подстегивал Нину к работе. Даже после рождения дочери настоял на том, чтобы она вошла в форму и вернулась на сцену.


Нина Ананиашвили


Тем временем её репертуар в Большом театре расширяется. Ананиашвили танцует ведущие партии в основных классических балетах. В 1986 году - 3-й Международный балетный конкурс в американском городе Джексон, который в четвёртый раз сделал её золотой медалисткой. Снова она в паре с А. Лиепой. Они получили «Гран-при» и теперь их часто приглашают за границу. Как раз шло время перестройки, и пара могла беспрепятственно гастролировать. Их так и называли "дети перестройки". Обоих приглашают в New York City Ballet, где Нина и Андрис первые из русских танцуют Баланчина. Её работа в "Вариациях из Раймонды", «Аполлоне», «Симфонии До мажор» Баланчина была отмечена критикой и прессой очень высоко. Перед Ниной открыты двери всех ведущих зарубежных компаний: Ковент-Гарден, Шведский Королевский балет, Национальный балет Португалии, Финляндии, Гранд-балет Монте-Карло и др. Она танцует в Хьюстоне и в Бостоне, в Японии. Ананиашвили была первой русской балериной, которую Датский Королевский балет пригласил танцевать Бурнонвиля. Также она была приглашенной артисткой в Мариинском театре. С 1992 года Нина официально стала солисткой Американского балетного театра. Её репертуар ширится. На неё ставят балеты. В 90-х годах Алексей Ратманский специально на неё ставит "Прелести маньеризма" - балет, ставший новой вехой её творческой судьбы. Потом "Сны о Японии", "Лиа". С ними она много гастролирует.


В 42 года Нино рожает дочь Елену и вплотную занимается Грузинским театром оперы и балета, как уже было сказано, поднимая его с нуля. Она и сейчас успешно руководит им.  Помимо её заслуг в области танцевального искусства, Нина Ананиашвили ещё и редкой душевности человек, счастлива в браке, растит талантливую дочь, любит свою страну, но и с радостью приезжает в Москву, где она сложилась как балерина. Помнит и чтит своих педагогов, без которых ей бы было сложнее не только в профессиональном плане, но и в душевном. Она не только чувствует себя молодо, но и выглядит также. За день успевает очень много и готова делать больше.



Анна Галиева



 

Рекомендуем

Быстро сгоревшая жизнь Всеволода Гаршина
«заКама fest»
Благотворительный концерт звезд мировой оперы в День Рождения Елены Васильевны Образцовой
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Дамы и господа, внимание! Представляю вам женщину, «сделавшую из американских артисток простых русских баб»!
Кино. Премьера. "Дедушка легкого поведения"
Новогодняя сказка. «Малые Корелы»
Маргарет Митчелл. Одна жизнь, одна женщина, одна книга
Что интересного все находят в театре «Ковент-Гарден»?
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День пятый