Партнеры Живи добром

Дорога Ярости («Неистовый», реж. Деррик Борте)


6 июня в постепенно приходящем в себя после карантина российском кинопрокате первая заметная премьера – дорожный триллер «Неистовый» с Расселом Кроу в главной роли. К выходу фильма пытаемся ответить на вопрос, заслуживает ли «Неистовый» своего названия, и стоит ли ради него подвергать свою жизнь опасности, выходя из дома (ведь кинотеатры всё ещё остаются местом с высоким риском заражения).


"Неистовый". Источник: Вольга


Мир обезумел и треснул ещё на вступительных титрах – да так, что на экране видны осколки. Думайте что хотите, но, похоже, люди действительно сошли с ума, и человек опять человеку волк. Реальные кадры стоковых видео с разнообразными дорожными происшествиями и безумными проявлениями агрессии – возможно, лучшее отражение того, что сейчас творится с людьми. А им просто необходимо выплеснуть свою ярость и накопившийся негатив на ближнего.

Надо сказать, в обстановке американских массовых протестов и мировой паники перед лицом пугающей эпидемии всё это смотрится особенно убедительно. Понятно, что Деррик Борте снимал свой фильм заранее, что всего случившегося предсказать было нельзя, однако чувство попадания в момент не отпускает. Другой вопрос, много ли остросюжетный триллер потерял без использования этих кадров и подвёрстывания лобовых социальных метафор, но он пусть остаётся открытым.


"Неистовый". Источник: Вольга


Если у вас когда-нибудь бывали по-настоящему плохие дни, так вот у героя Рассела Кроу сегодняшний день выдался ещё хуже. И начался он вчера ночью, когда этот человек хладнокровно сжёг чужой дом и убил всех находящихся в нем людей. Это первое, что мы узнаем о главном герое – безымянном грузном мужчине средних лет, а наутро сюжет с поджогом дома покажут в местных новостях. Чуть позже выяснится, что он потерял работу, жену и надежду на лучшее – то есть примерно всё, что было ценного в жизни, и теперь ему, что называется, нечего терять. Неуправляемый, доведённый до ручки и практически неубиваемый герой Кроу лишен даже имени – и это принципиальный момент. Он – само воплощение ужаса, грубой ярости и звериной жестокости, он легко может заставить любого делать то, что ему нужно, всегда подкрадывается незаметно и появляется неожиданно. А на своём пути оставляет исключительно человеческие трупы и разнесённые в клочья машины. Неслучайно Борте сравнивает эту роль с акулой из «Челюстей»; это сравнение здесь кажется особенно точным. Тем более, что на такого героя можно нарваться почти в любой стране мира (хотя вряд ли с теми же последствиями).

Словом, анонимному персонажу Кроу явно не помешали бы курсы по управлению гневом (гораздо больше, чем герою Джека Николсона из одноимённого фильма). Но и у Рэйчел (Карен Писториус) – объекта маниакального преследования этого Мужчины на здоровенном серебристом пикапе – в жизни тоже не всё идёт гладко. Она только что прошла через развод, в одиночку воспитывает сына, заботится о престарелой матери и кормит своего младшего брата-оболтуса с его подружкой, которые живут у неё дома. Плюс вечно всюду опаздывает и в тот же день теряет работу.  Когда эти двое встретятся в обыкновенной дорожной пробке и достигнут точки кипения, отмотать время назад и сделать вид, что никакой ссоры не было, уже будет нельзя. Рэйчел всего лишь пойдет на принцип и не захочет извиняться. А выйти из положения при помощи танца с песней, как в начале «Ла-Ла Лэнда», увы, не получится – жанр не тот.


"Неистовый". Источник: Вольга


Сложно сказать, что характеры и психология героев в сценарии Карла Эллсуорта («Ночной Рейс», «Паранойя») намечены больше чем двумя мазками, однако благодаря усилиям и таланту актёров им всё же удаётся не стать карикатурными. Ведь Рассел Кроу только в последнее время переключился на роли харизматичных подонков (см. «Подлинную историю банды Келли» или «Самый громкий голос»), а до этого всё-таки никогда не играл совсем уж откровенных маньяков. Тут он использует примерно четверть своего актёрского потенциала – но «Неистовому» больше и не требуется. Логика поведения и правдоподобие окружающей героев действительности по всем законам жанра приносятся в угоду зрелищности, а режим реального времени, выбранный для наиболее эффектной подачи сюжета, не особо даёт обо всём этом задуматься во время просмотра. Как известно, в подобного рода историях главное – драйв и напряжение, а с этим у фильма проблем нет. И несуразные в любых других обстоятельствах фразы типа «я буду играть в русскую рулетку с твоими контактами» или «мне кажется, всегда найдется, перед кем и за что извиниться, в таком мире мы теперь живём», произнесённые героями в нужный момент, сработают как положено.


"Неистовый". Источник: Вольга.


Так что по всем показателям Неистового» можно назвать типичным B-movie, которое на полной скорости, не оглядываясь назад, бездумно и яростно несётся к примитивной концовке под звучание постепенно распаляющегося саундтрека. Бонусом идут погони а-ля «Французский связной», вспоминаются австралийские «Дорожные игры» (1981) и «Дуэль» Спилберга. Спрашивается, чего ещё нужно желать? Каждый фильм найдет своего благодарного зрителя. Может быть, мир и не запомнит жестокости «Неистового», как того бы хотелось его главному герою, но чтобы отключить мозг и вжаться в спинку кресла, он подойдет идеально. Остаётся только гадать, что же такого ужасного произошло с режиссёром Дерриком Борте на дороге, что вот уже второй фильм подряд он посвящает жёстким дорожным разборкам (в его предыдущем криминальном триллере «American Dreamer» главным героем был отчаявшийся шофёр).

«Ярость и гнев сегодня разлиты в воздухе; ожидается дождь» – сообщают по телевизору. «Пробок не предвидится» – привычно лжёт навигатор. Безопаснее всего вообще не выходить из дома. И если сегодня Вы в плохом настроении, то ни в коем случае не садитесь за руль.


   

«Неистовый» – уже в кинотеатрах.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Сергей Рахманинов. Музыка обращенная к сердцу
Королева бурлеска Дита фон Тиз
Балетные туфли Михаила Барышникова проданы за миллион рублей
«Мимоза» русской классики
Евгений Гришковец «Предисловие к роману»
Эту революцию зовут «Шанель»
Кинофестиваль «BLICK'16. Mузыка в кино»
XXI Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK
Конфетная элегия, или Разрозненные примечания к широкой газетной полосе («Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас Ивнинг Сан», реж. Уэс Андерсон)
«Титаник». Всё, что осталось за кадром