Партнеры Живи добром

Дорога Ярости («Неистовый», реж. Деррик Борте)


6 июня в постепенно приходящем в себя после карантина российском кинопрокате первая заметная премьера – дорожный триллер «Неистовый» с Расселом Кроу в главной роли. К выходу фильма пытаемся ответить на вопрос, заслуживает ли «Неистовый» своего названия, и стоит ли ради него подвергать свою жизнь опасности, выходя из дома (ведь кинотеатры всё ещё остаются местом с высоким риском заражения).


"Неистовый". Источник: Вольга


Мир обезумел и треснул ещё на вступительных титрах – да так, что на экране видны осколки. Думайте что хотите, но, похоже, люди действительно сошли с ума, и человек опять человеку волк. Реальные кадры стоковых видео с разнообразными дорожными происшествиями и безумными проявлениями агрессии – возможно, лучшее отражение того, что сейчас творится с людьми. А им просто необходимо выплеснуть свою ярость и накопившийся негатив на ближнего.

Надо сказать, в обстановке американских массовых протестов и мировой паники перед лицом пугающей эпидемии всё это смотрится особенно убедительно. Понятно, что Деррик Борте снимал свой фильм заранее, что всего случившегося предсказать было нельзя, однако чувство попадания в момент не отпускает. Другой вопрос, много ли остросюжетный триллер потерял без использования этих кадров и подвёрстывания лобовых социальных метафор, но он пусть остаётся открытым.


"Неистовый". Источник: Вольга


Если у вас когда-нибудь бывали по-настоящему плохие дни, так вот у героя Рассела Кроу сегодняшний день выдался ещё хуже. И начался он вчера ночью, когда этот человек хладнокровно сжёг чужой дом и убил всех находящихся в нем людей. Это первое, что мы узнаем о главном герое – безымянном грузном мужчине средних лет, а наутро сюжет с поджогом дома покажут в местных новостях. Чуть позже выяснится, что он потерял работу, жену и надежду на лучшее – то есть примерно всё, что было ценного в жизни, и теперь ему, что называется, нечего терять. Неуправляемый, доведённый до ручки и практически неубиваемый герой Кроу лишен даже имени – и это принципиальный момент. Он – само воплощение ужаса, грубой ярости и звериной жестокости, он легко может заставить любого делать то, что ему нужно, всегда подкрадывается незаметно и появляется неожиданно. А на своём пути оставляет исключительно человеческие трупы и разнесённые в клочья машины. Неслучайно Борте сравнивает эту роль с акулой из «Челюстей»; это сравнение здесь кажется особенно точным. Тем более, что на такого героя можно нарваться почти в любой стране мира (хотя вряд ли с теми же последствиями).

Словом, анонимному персонажу Кроу явно не помешали бы курсы по управлению гневом (гораздо больше, чем герою Джека Николсона из одноимённого фильма). Но и у Рэйчел (Карен Писториус) – объекта маниакального преследования этого Мужчины на здоровенном серебристом пикапе – в жизни тоже не всё идёт гладко. Она только что прошла через развод, в одиночку воспитывает сына, заботится о престарелой матери и кормит своего младшего брата-оболтуса с его подружкой, которые живут у неё дома. Плюс вечно всюду опаздывает и в тот же день теряет работу.  Когда эти двое встретятся в обыкновенной дорожной пробке и достигнут точки кипения, отмотать время назад и сделать вид, что никакой ссоры не было, уже будет нельзя. Рэйчел всего лишь пойдет на принцип и не захочет извиняться. А выйти из положения при помощи танца с песней, как в начале «Ла-Ла Лэнда», увы, не получится – жанр не тот.


"Неистовый". Источник: Вольга


Сложно сказать, что характеры и психология героев в сценарии Карла Эллсуорта («Ночной Рейс», «Паранойя») намечены больше чем двумя мазками, однако благодаря усилиям и таланту актёров им всё же удаётся не стать карикатурными. Ведь Рассел Кроу только в последнее время переключился на роли харизматичных подонков (см. «Подлинную историю банды Келли» или «Самый громкий голос»), а до этого всё-таки никогда не играл совсем уж откровенных маньяков. Тут он использует примерно четверть своего актёрского потенциала – но «Неистовому» больше и не требуется. Логика поведения и правдоподобие окружающей героев действительности по всем законам жанра приносятся в угоду зрелищности, а режим реального времени, выбранный для наиболее эффектной подачи сюжета, не особо даёт обо всём этом задуматься во время просмотра. Как известно, в подобного рода историях главное – драйв и напряжение, а с этим у фильма проблем нет. И несуразные в любых других обстоятельствах фразы типа «я буду играть в русскую рулетку с твоими контактами» или «мне кажется, всегда найдется, перед кем и за что извиниться, в таком мире мы теперь живём», произнесённые героями в нужный момент, сработают как положено.


"Неистовый". Источник: Вольга.


Так что по всем показателям Неистового» можно назвать типичным B-movie, которое на полной скорости, не оглядываясь назад, бездумно и яростно несётся к примитивной концовке под звучание постепенно распаляющегося саундтрека. Бонусом идут погони а-ля «Французский связной», вспоминаются австралийские «Дорожные игры» (1981) и «Дуэль» Спилберга. Спрашивается, чего ещё нужно желать? Каждый фильм найдет своего благодарного зрителя. Может быть, мир и не запомнит жестокости «Неистового», как того бы хотелось его главному герою, но чтобы отключить мозг и вжаться в спинку кресла, он подойдет идеально. Остаётся только гадать, что же такого ужасного произошло с режиссёром Дерриком Борте на дороге, что вот уже второй фильм подряд он посвящает жёстким дорожным разборкам (в его предыдущем криминальном триллере «American Dreamer» главным героем был отчаявшийся шофёр).

«Ярость и гнев сегодня разлиты в воздухе; ожидается дождь» – сообщают по телевизору. «Пробок не предвидится» – привычно лжёт навигатор. Безопаснее всего вообще не выходить из дома. И если сегодня Вы в плохом настроении, то ни в коем случае не садитесь за руль.


   

«Неистовый» – уже в кинотеатрах.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Иоганн Гёте. Дело жизни
XXIII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети»
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
Территория искусства. Академия художеств
Таинственный остров Жюля Верна
Не потерять себя в эмиграции: спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Алла Тарасова. Великие тайны великих людей
Окунись в «Музееманию» вместе с ЦДМ на Лубянке
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет