Партнеры Живи добром

Александр Скрябин – новатор среди консерваторов


Александр Николаевич Скрябин — очень самобытный и непохожий на других русский композитор и пианист. С абсолютной уверенностью можно сказать, что он стоит особняком в ряду знаменитых отечественных композиторов, хотя принято считать, что с точки зрения техники творчество А. Н. Скрябина может быть сближено с Новой венской школой. У Скрябина был свой взгляд на музыкальное произведение, узость и ограниченность тональности он компенсировал яркими красками гармоничности звучания нот. Кроме того, Скрябин был первым композитором в истории, соединившим два, казалось бы, взаимоисключающих понятия музыки и цвета, то есть впервые в истории использовал цветомузыку.


Александр Николаевич Скрябин


Музыка А. Н. Скрябина очень необычна. В ней особенно ярко чувствуется нервность, импульсивность, метания, тревожные поиски, в чём-то таинственные и мистические. С точки зрения композиторской техники музыку Скрябина принято ставить в один ряд с произведениями композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако в ней, безусловно, есть свои неповторимые качества — композитор постоянно усложнял гармоничные средства в пределах одной тональности, за что Скрябина и называют «постмодернистом, непохожим на других». При этом форма в его музыке практически всегда имеет ясность и завершённость. 

Немаловажно то, что композитора привлекали образы, связанные со светом и цветом: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет, т.д. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал, во многом учился у знаменитого классика, Фридерика Шопена, и зачастую создавал произведения в тех же жанрах, что и он: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром, но уже тогда, на заре его творческого пути проявился собственный почерк композитора. В то же самое время затем в своих произведениях Скрябин обращается к жанру поэмы, как оркестровой, так и фортепианной. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). Примечательно, что в партитуре «Прометея» 1910 года А.Н.Скрябин впервые использовал цветовую клавиатуру, став новатором в до тех пор консервативной фортепианной технике.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которую композитор хотел превратить в по-настоящему грандиозное действо — симфонию звуков, движений, цветов, запахов и даже архитектуры. Лишь в конце XX века была создана окончательная версия произведения, основанная на набросках и записях, сделанных самим А. Н. Скрябиным — «Предварительное действо» А. Немтина, который, впрочем, исключил из них основную часть текста.


Александр Николаевич Скрябин


Скрябин уникален для мировой классической музыки не только своими новаторскими подходами в технике исполнения произведений. Дело в том, что композитор рассматривал свой творческий путь лишь как средство решения Великой Вселенской задачи, по большому счёту не признавая своего таланта. Посредством главной работы всей своей жизни, «Мистерии», которая, к сожалению, так и не была завершена авторской рукой, А.Н.Скрябин хотел завершить нынешний цикл существования мира, Материю и Мировой Дух в единое целое и выразить его в некоем космическом эротическом акте, таким образом уничтожив Вселенную в привычном смысле этого слова и тем самым освободив место для сотворения следующего, истинного Мира. Те новые сугубо музыкальные подходы к написанию и исполнению произведений, которые можно наиболее ярко наблюдать после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина в начале 1900-х годов — он всегда считал не первостепенным выводом своего творчества, цель которого заключалась лишь в исполнении истинной задачи, стоявшей перед Скрябиным. Обобщая вышесказанное, можно лишь донести мысль автора: наиболее важные произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — это лишь предисловие («Предварительное действо») или описание, донесённое до слушателя на музыкальном языке, подготовка слушателя к тому, как именно всё будет происходить во время таинственной Мистерии и соединения Материи и Мирового Духа.

Чумак Михаил


 

Рекомендуем

Поль Гоген. Печальная струна
Подарки к Новому году получат десятки и сотни тысяч одиноких пожилых людей
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности
Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина
Премьера оперы Джоаккино Россини "Турок в Италии"
Израиль: страна вне времени
Знакомство с фильмами Стива Гуттенберга
Юрий Гуляев, советский оперный и эстрадный певец
Кинематограф начинается с Люмьер