Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Москва слезам не верит"


Москва слезам не верит


Всем известна поставленная Владимиром Меньшовым история о трёх провинциалках-авантюристках Антонине, Катерине и Людмиле, желающих покорить Москву 50-х годов прошлого столетия. Но все ли знают о судьбе этого фильма, его режиссёра и полюбившихся актеров? Daily Culture собрал для вас самые интересные факты об и по сей день популярном фильме «Москва слезам не верит», премьера которого состоялась 11 февраля далёкого 1980 года.

Съемки киноленты, без которой сейчас сложно себе представить историю отечественного кинематографа, могли не состояться. Поначалу Меньшов хотел отказаться от работы со сценарием Валентина Черных, занявшим второе место в конкурсе на лучший сценарий фильма о Москве. Однако режиссера заинтересовал один сюжетный ход, способный, по его мнению, добавить динамики в фабулу фильма: Катерина засыпает молодой девушкой с совершенно неустроенной судьбой, а утром от звонка будильника просыпается уже зрелой и вполне успешной женщиной. К слову, на момент съёмок фильма Вере Алентовой (Катерина) было 37 лет, Раисе Рязановой (Антонина) 35, а Ирине Муравьевой (Людмила) - 30. Для достижения внешней разницы в 20 лет между сериями «Москвы...» пришлось постараться, ведь в первой части героиням всего по 19. 

Вера Алентова, сыгравшая Катерину, незамужнюю женщину с оценивающим взглядом, в будущем фильме своего мужа, была самой крайней претенденткой наглавную роль. Она пробовалась в последнюю очередь, после Анастасии Вертинской, Жанны Болотовой, Ирины Купченко, Натальи Сайко, Валентины Теличкиной и Маргариты Тереховой.

Георгия Ивановича, «он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора» Меньшов был готов сыграть и сам, так как в процессе отбора эта роль не досталась ни Виталию Соломину, ни Вячеславу Тихонову, ни Олегу Ефремову, ни Леониду Дьячкову. В самый последний момент в фильме «Дорогой мой человек», который шёл тогда по случайности по телевизору, Владимир увидел Алексея Баталова и уговорил актера сыграть того самого слесаря-интеллигента, в которого в последствии влюбились все зрители женского пола, в своём фильме.

Несмотря на собранность всего актерского состава к началу съёмок кинокартины, Меньшов не остался за кадром. Он сыграл роль-камео. Героем режиссера стал один из друзей Гоши на пикнике. Как заявлял в одном из своих интервью Владимир Валентинович: «Я чувствую себя обманщиком, если приглашаю актера на площадку, а ему играть нечего». Уникальность фильма «Москва слезам не верит» в том, что в нем нет эпизодических ролей. Вахтерша из общежития (Зинаида Фёдорова) и мама Рудика (Евгения Ханаева) не менее важны, чем остальные герои.

История Катерины – это история автора сценария фильма Валентина Черных, человека с комплексом провинциала, преследовавшим его долгое время. Студентом он жил в общежитии и стеснялся своей будущей жены Людмилы, студентки ВГИКа с московской пропиской и отдельной квартирой. Да и создатель фильма вместе со своей супругой прошли через студенческое общежитие и крохотную квартирку в столице. Кстати, настоящая фамилия Веры Алентовой –Быкова. В возрасте 27 лет после рождения дочери Юлии в качестве сценического имени актриса взяла девичью фамилию матери, так как своя казалась ей совсем не женственной, а от фамилии мужа отказалась из-за желания «оставаться самостоятельной единицей».

На жизненном пути Владимира Меньшова трудностей было хоть отбавляй, особенно сложно было работать как раз с фильмом «Москва слезам не верит». Во время съёмок «Москвы...» на площадке царило настроение какого-то упадка, в успех этой картины никто не верил. Многие артисты отказались сниматься, сочтя сюжет скучным и неинтересным. А после первого просмотра фильма от товарищей Меньшов слышал лишь негативные отзывы. К тому же, «Мосфильмом» были вырезаны многие моменты, а что-то убрали уже во время монтажа. Очень сократили, например, встречу Катерины с Володей (Олег Табаков) в его квартире, так как «наверху»посчитали её слишком откровенной, хотя Табаков раздевался в этой сцене до трусов, а Алентова оставалась в комбинации.

Неприятным образом для режиссера «Москвы...» сложилась ситуация и с вручением такой крупной кинонаграды, как «Оскар». О победе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» Владимир Валентинович узнал 1 апреля из эфира новостей и принял за розыгрыш. Несмотря на то, что в том 1981 году Меньшов действительно обошёл таких мэтров кино, как Акира Куросава (Япония) и Франсуа Трюффо (Франция), на церемонию награждения режиссера не выпустили из страны. Как оказалось позже, в КГБ на него лежали доносы от «коллег». Заслуженную награду Меньшов получил лишь через 8 лет на вручении премии «Ника». Статуэтку «Оскара» советский режиссер забрал с собой, а не просто подержал на сцене, как было задумано организаторами.

Казавшийся во время съемок скучным и неинтересным, фильм собрал в прокате 100 миллионов рублей, и его посмотрело более 80 миллионов зрителей. Несколько десятков стран мира купили комедию для своего проката, а 40-й президент США Рональд Рейган признался, что перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым посмотрел картину не менее восьми раз, пытаясь познать «загадочную русскую душу». И по сей день «Москва слезам не верит» считается богатым источником знаний о Советском союзе. В этом фильме показаны и проблемы недостатка мужчин («на одного мужчину в Москве приходится 15 одиноких женщин»), и алкоголизм, и гордость женщины перед мужчиной, оставившим её (типичная черта россиянок)... Именно после этой киноленты зрители поняли, что проблемы СССР породили расцвет феминизма и после сорока лет «жизнь только начинается». Несмотря на все трудности, концовка у ленты счастливая, она дарит надежду на лучшее. А потому в любые времена картина будет любима зрителем!


Москва слезам не верит

Екатерина Винокуршина


 

Рекомендуем

Юкио Мисима. Танец со смертью
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
У истоков отечественного кинематографа. Александр Довженко
Книга недели. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
«Мимоза» русской классики
Марис Лиепа: «Слава – это ничто. Танец – это все!»
"Звёзды на Байкале" 2018
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
Застрявший в прошлом ("Ван Гоги" реж. Сергей Ливнев)
Евгений Гришковец «Предисловие к роману»