Партнеры Живи добром

Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)


Дюнкерк Нолан

В этот раз хорошо известный зрителю по трилогии «Темный рыцарь» и по sci-fi фильму «Интерстеллар» Кристофер Нолан пробует свои силы в новом для него жанре исторической драмы. «Дюнкерк» – детище Нолана в полной мере, здесь он выступает в амплуа режиссера, сценариста и продюсера одновременно.

Сюжетной основой фильма стала эвакуация из Франции в 1940 г. британских войск, теснимых противником со всех сторон. В конце концов, единственным путем отступления остался Ла-Манш. В течение недели под обстрелами «Мессершмитов» происходило отплытие союзников. Поначалу британское командование по разным оценкам рассчитывало спасти 30 000 или 45 000 человек. Однако из-под огня противника удалось эвакуировать больше 330 000 солдат! Во многом благодаря тому, что на призыв правительства о помощи откликнулась вся страна. Вереницы гражданских экипажей потянулись к французскому берегу. Простые британцы спасли свою армию, но тяжелое вооружение пришлось оставить врагу, чтобы вывезти людей.

Казалось, само небо хранит Британию: немецкие танки внезапно остановили свое наступление в 10 км от города, где могли устроить кровавое месиво. Позже это событие назовут «Чудом под Дюнкерком». Историки до сих пор гадают: был ли это тактический просчет Гитлера или же он дал спастись англичанам, лелея мечту о германо-английском арийском братстве…

Нолан играет с пространством и временем – действие фильма разворачивается в воздухе, воде и на земле. Единовременность действий невозможна, хоть события и происходят параллельно. Если топлива «Спитфайра» хватает на час полета, то лодки пересекают Ла-Манш за сутки, а солдаты на побережье вынуждены ждать посадки на суда британского флота целыми днями.

Внимания заслуживает и актерский состав. В его числе есть ветераны вроде Тома Харди и Киллиана Мерфи, давно и плодотворно сотрудничающие с режиссером. Но место нашлось и новым лицам, например, Гарри Стайлзу из распавшегося бойз-бенда One Direction. Судя по реакции твиттера, его фанатки сделают фильму кассу. Однако он и в самом деле играть умеет: его персонаж, вспыльчивый англичанин, готовый на все, чтобы спастись, вызывает одновременно омерзение и жалость.

Имя композитора для тех, кто знаком с творчеством Нолана, сюрпризом не станет. Рваный стиль повествования Ханс Циммер дополняет миксом из тревожной музыки и тикающих часов, нарастающего шума двигателей, предвещающего очередную бомбежку.

Реплик у персонажей не так уж много, но на фронте все понятно без слов. В гонке на выживание деление на своих и чужих обостряется до предела, так что речь выступает еще одним разграничителем.

Это взгляд на войну страны, которая в мирное время нарочито подчеркивает свою обособленность от континента. Однако столкнувшись с грозным противником, Черчилль (и в его лице все англичане) в знаменитой речи «Это их звездный час» признает Великобританию частью христианской цивилизации, частью Европы. Страной, от которой зависит будущее Старого Света. «Эвакуациями войну не выиграть» – повторит его слова главный герой, но пока солдаты радуются возвращению домой. Куда вскоре придет война. Впрочем, это событие останется за кадром.

«Дюнкерк» в прокате с 20 июля.

Дюнкерк Нолан


Марьям Саларзай



 

Рекомендуем

«Мода – это я сам». Интервью с Гогой Никабадзе
Благотворительный аукцион «Мир Добра»
Новые проекты Вячеслава Зайцева
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
38-й ММКФ. Конкурс. "Мари и неудачники" реж. Себастьен Бетбедер
Миф о минотавре, как ключ к открытию минойской цивилизации
Роберт Браунинг и его «интроспективная драма»
Театр свободы в душной блокаде
Книга недели: Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»
Что? Где? Когда? Чем март порадует женщин и не только