Партнеры Живи добром

Добрый волшебник с чердака: Григорий Ягдфельд


- Разве волшебники еще есть? - удивился Федя. 
- Есть, - сказал маляр. Во сне и в сказке. 
- А сейчас что - сон или сказка? 
- Сказка, - подумав, сказал маляр. Но, на всякий случай, не просыпайся.

Есть творцы, о которых говорят часто и много, вспоминая, какие замечательные произведения искусства, фильмы, книги они оставили нам в наследие. А есть творцы, о которых знают совсем не многие, но без кого не состоялась бы и десятая доля всего великого и почитаемого. О первых мы знаем много, о вторых – зачастую почти ничего, а, наверное, стоило бы. 

Одним из таких людей, кто творил, так сказать, из подсобки можно назвать Григория Ягдфельда – советского сценариста, драматурга и детского писателя. Родился Григорий еще при царской власти в 6 сентября 1908 года, в семье земского врача; а ровного через год, будучи совсем маленьким, пережил свое первое и главное путешествие из Луги в Санкт-Петербург. Имея хоть небольшую склонность к творческому, в этом городе трудно отказаться от желания отдать свою жизнь искусству – так и происходит с Ягдфельдом. Он под влиянием внушительной очаровывающей архитектуры города, в окружении набирающей силу петербургской интеллигенции не мог не поддаться искушающему зову творчества. С 1926 года по 1930 Григорий посещает Высшие курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств. Интересуясь и архитектурой, и живописью, Ягдфельд в 1929 расширяет свои горизонты и начинает заниматься еще и литературной деятельностью. Не чуждой в то время ему была и музыка – Григорий окончил класс скрипки в Консерватории Римского-Корсакова. В этом смысле к фигуре Ягдфельда невероятно подходит известная мудрость о том, что талантливый человек талантлив во всем. И, конечно, Григорий Борисович – это талант.

Григорий Ягдфельд "Волшебная лампа Алладина"

Однако, сохраняя интерес ко всем видам искусства, несколько позже он выбирает литературу делом своей жизни. Наверняка детство многих не обходилось без сказок «Катя и крокодил», «Пропал дракон», «День чудес» или мультфильмов «Чудесный светофор», «Внимание! В городе волшебник». Эти чудесные детские истории были придуманы и написаны Григорием Ягдфельдом в соавторстве с Виктором Виктовичем и Ниной Гернет. Помимо сказок, писатель создавал и произведения для взрослой аудитории: водевили («Игра с огнем», «Скандальная хроника»), пьесы («Музыка ночью», «Ключ к сновидению»). Его работа «Дорога времени», опубликованная в 1945 году в журнале «Звезда», подверглась резкой критике в 1946 году наряду с произведениями Ахматовой и Зощенко. Этот год окрасился в черный цвет для Ягдфельда, поскольку после постановления его исключили из Союза советских писателей. Но подобное событие не остановило Григория – он продолжал писать. Из-под его пера вышли сценарии к таким фильмам, как «Легенда о ледяном сердце», «Сампо», «Удивительная история, похожая на сказку». Пусть в этих историях нет громких подвигов, отражающих действительность, или глубоко спрятанных смыслов. Зато в них есть самая обыкновенная мораль, без которой человека нельзя назвать человеком: они о доброте, сочувствии, смелости и самопожертвовании, словом, эти истории о человеческом. 

Григорий Ягдфельд "Русалочка"

Последней работой Ягдфельда стал сценарий-адаптация сказки «Русалочка», экранизированный в 1976. Этот проект считается одним из лучших в копилке Григория. После такого довольно успешного финального аккорды Ягдфельд тихо расстается с искусством, его жизнь становится похожа на жизнь жителей Багдада из фильма «Волшебная лампа Алладина», сценарий к которому тоже был написан Григорием Борисовичем. «В Багдаде все спокойно» говорит один из героев - вот и в мире Ягдфельда все тоже было спокойно. 11 января 1992 года в возрасте 84 лет он умирает, прожив, пусть и не совсем заметную, но плодотворную творческую жизнь. И даже если о нем не кричат на всех углах, он подарил своим читателям и зрителям немного чуда. Этакий добрый волшебник с чердака.



Лодеск Влада 


 

Рекомендуем

Уроки жизни и вдохновения Антонина Дворжака
Хочу как Мадонна!
Вынужденный помощник ("Али, рули" реж. Майк Даус)
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»
Выставка «Фарфоровая душа»
Американская фантастика Джона Кэмпбелла
Слишком крутой ("Джон Уик 2" реж. Чад Стахелски)
Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан
Мир без людей («Гунда», реж. Виктор Косаковский)
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)