Партнеры Живи добром

«А зори здесь тихие…» - нашумевшая экранизация, за которую не стыдно!


Узнала я о новом фильме случайно, и сразу же появилось желание посмотреть эту картину, снятую по одноименной легендарной повести Бориса Васильева. Еще до выхода фильма в прокат, можно было прочитать много отрицательных рецензий, ведь «переплюнуть» старую, советскую и великую экранизацию Станислава Ростоцкого 1972 года невозможно.


Или практически невозможно. «Ну, а вдруг, все же получится?» - шла я с такими мыслями на премьеру, в предвкушении чего-то волнующего. Но, после 116 минут, вышла из кинотеатра в смешанных чувствах. В этой рецензии я постараюсь рассказать читателю о том, какое впечатление произвели на меня «новые Зори», почему картина не оправдала полностью моих ожиданий, и назову причину, по которой  вам всё-таки стоит идти в кино.


«А зори здесь тихие…»


Начну, пожалуй, с сюжета: действие картины уносит читателя или в нашем случае зрителя в далекое прошлое, а именно в май 1942 года – в самый разгар Великой Отечественной войны. Мы оказываемся в местечке, где не ведутся никакие боевые действия, вдалеке от линии фронта. Но в один из дней, фашисты, причем не обычные солдаты, а элитные войска, опытные и тренированные диверсанты, получают приказ пробраться на находящуюся рядом с нашим разъездом Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Против этого войска из 16 фрицев воевать идут 5 девочек-зенитчиц и старшина Васков. 


Бой, вроде местного значения, но это и отличает все повести Бориса Васильева: это истории не о войне и не о великих сражениях. Это истории о людях на войне, об обычном человеке, живущем своей мирной, рядовой жизнью, мечтающем о любви, семье, детях.. И в секунду оказывающемся в мире, где жизнь не стоит ничего. Автор пишет о «бое местного значения», на самом деле придавая ему величие и легендарность. Как замечает одна из героинь книги: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал». 


Хочется немного написать о самих девушках, ведь именно они находятся в центре драмы, на их жизнях, переживаниях и страданиях строится весь сюжет.


Рита Осянина – юная вдова, в самом начале войны потерявшая любимого супруга, осталась с полуторогодовалым ребенком на руках. Она - образец сильной и строгой женщины, которая  умело справляется с трудностями. Но, как любящая мать, даже оказываясь на службе, изредка «сбегает» на несколько часов повидаться с сыном.


Женя Комелькова – любимая многими героиня: яркая, смелая, звонкая. Рыжая красавица с идеальной фигурой и  прозрачной кожей, как у русалки. У нее свой счет к фашистам. Война отняла у нее всех близких. Всю семью расстреляли немцы…


Лиза Бричкина - дочь лесника: милая, курносая, светленькая, скромная. Она  мечтает о любви, очень простодушна, честна и отважна…


Соня Гурвич – отличается блестящим умом, выросла в Минске в еврейской семье, до начала войны училась в университете. Все время носит с собой томик стихов Блока. Родители были захвачены немцами в плен, и об их судьбе Сонечке ничего неизвестно.


Галя Четвертак – самая молоденькая из всех девушек: образ маленькой принцессы, ребеночка, ничего не понимающего в войне. Была сиротой, выросла в детском доме, случайно попадает на фронт, прибавляя год к своему возрасту.


«А зори здесь тихие…»


Теперь вернемся к новой экранизации этой повести, режиссером которой является Ренат Давлетьяров. Интересно то, что съемки проходили в Карелии и на роль фашистов были приглашены настоящие немцы. Кстати, одна из главных героинь предыдущей экранизации 1972 года Ирина Шевчук, сыгравшая роль Риты Осяниной, публично заявила, что отказывается смотреть новую версию картины.


На это ответила Евгения Малахова, которая в «новых Зорях» играет Женю Комелькову: «все постановки и экранизации разные — их нельзя сравнивать. То же самое с повестью «А зори здесь тихие…»: разные режиссеры предлагают разное прочтение одной книги. Мы делали фильм по книге. Мы делали экранизацию. Книга— вот главное звено».


Так какой же фильм в итоге получился у Давлетьярова? Обычно ремейки всегда выходят неудачными, все сразу начинают сравнивать с оригиналом, но, на мой взгляд, кино вышло интересным, динамичным, живым: такая картина сможет захватить сердца тысячей зрителей. Но лишь тех, кто не смотрел старую экранизацию или не читал оригинала. Для всех остальных время, проведенное в кино, оставит впечатления лишь хорошо снятого «повтора» с современной динамичностью и качеством… А жаль.


Первое, о чем хочется рассказать, так это об актерском составе. Роль Риты Осяниной в новом фильме сыграла Анастасия Микульчина, которая, как мне кажется, очень хорошо справилась со своей задачей. Не особо известная раньше актриса легко сможет считать этот фильм отличным продолжением своей карьеры, ведь у Анастасии действительно получилось раскрыть характер Риты, показать всю боль и страдания, которой пришлось пережить героини повести Васильева, дух и отвагу этой женщины.


«А зори здесь тихие…»


Так же хочется отметить роль Петра Федорова, сыгравшего старшину Васкова и Софьи Лебедевой, исполнившую роль Лизы Бричкиной. Сыграно очень талантливо, этим героям хочется верить на протяжении всего фильма, когда смотришь на их переживания и страдания, будто оказываешься рядом с ними и сложно удержать слезы. Софьи Лебедевой идеально удалась роль деревенской девушки.


Но на этом плюсы при выборе актеров заканчиваются. Абсолютно не впечатлили Кристина Асмус (Галя Четвертак) и Агния Кузнецова (Соня Гурвич). Асмус очень сложно видеть в подобных фильмах, героические роли явно не подходят этой актрисе. Смотришь на Галю Четвертак в её исполнении, и становиться жаль, но не героиню, а актрису, которая так и не смогла передать этот хрупкий и нежный образ. А Соня Гурвич вообще никак не запоминается зрителю. Характер героини раскрыт хуже всех.


«А зори здесь тихие…»


Отдельно скажу об одном из главных персонажей -  Евгении Комельковой, роль которой досталась Евгении Малаховой. После блестящей актерской игры Ольги Остроумовой (Комелькова в старой экранизации 1972г.), безумно сложно сравнивать этих двух актрис. Да и это ненужно, наверное, они абсолютно разные. Но если у О. Остроумовой так легко, задорно и чувственно получилось передать зрителю эмоциональность своего персонажа, то Евгения Малахова выглядела блекло рядом с другими актрисами, хотя у нее была самая живая и яркая роль. Когда Женька бежит буквально на немцев, чтобы отвести их от Риты и Васкова, не сжимается грудь и не хочется сочувствовать героини: я ей не верю.


«Умирать, так с песней!» - так надо было показать последние секунды жизни этой смелой и гордой девушки, Малахова же шепчет что-то себе под нос, да и то лишь в самом начале. 


«А зори здесь тихие…»


Так же разрешающий возраст 12+ мне кажется довольно странным, ведь на экране зрители довольно долго могут наблюдать за обнаженными фигурами главных героинь, хотя это не является ключевым моментом фильма. Считаю лишним превращение девушек, в некоторых моментах (сцены в бане и у фонтана), из женщин на войне в эротических моделей.

Хочется отметить и преимущество картины: истории прошлой жизни девушек и старшины Васкова рассказываются более детально, эти мини-фильмы смотрятся очень живо и интересно: начинаешь лучше понимать каждую из героинь, осознаешь то, с чем им пришлось столкнуться. При этом сцены гибели, практически все, сняты очень поверхностно и сухо: например, как умерла Лиза Бричкина, зритель вообще увидел мимолетно, и сложилось впечатление, будто авторы торопились снять фильм, упуская детали и очень важные моменты. 


Но самое главное, самое значительное, на мой взгляд, чего фильму не хватило, так это трагизма, драмы и эмоциональности. Совсем недавно я пересмотрела старый фильм 70-х годов, напомню, что в конце и кино и повести Бориса Васильева есть один очень важный момент. В эпилоге книги показано «наше время» после всего произошедшего в этой бесчеловечной войне. Именно в том месте, в котором наши храбрые девчонки отдавали жизни за Родину, сейчас расположился туристический лагерь; молодежь отдыхает, отовсюду доносится звонкий смех и песни. И вдруг эта компания отдыхающих видит странных «гостей»: поседевшего и постаревшего Васкова и молодого капитана - сына Риты Осяниной (как мы помним, Рита, перед смертью попросила Васкова позаботиться о её ребенке). Они приехали в эти далекие и когда-то такие родные места, чтобы установить мраморную плиту в честь умерших девушек, почтить их память. И молодежь, узнав об этом ужасной трагедией прошлого, скорбит вместе с нашими героями… И именно этот, такой важный эпизод преемственности поколений просто вырезали из нового фильма «А зори здесь тихие». А ведь как раз в нем показана основная мораль: даже через столько лет о подвигах в «боях местного значения» никто не забыл, просто некоторые не знают, что и эти края когда-то тоже опалила война… Почему новый режиссер не уделил внимания этой сцене – не ясно. Мне кажется, что без этого финального аккорда современная молодежь не будет задумываться и не придаст особого значения устанавливающимся памятникам героям войны.


«А зори здесь тихие…»


Но даже если, вам может показаться, что мой отзыв получился негативным – это не так! Можно много сетовать на меньшую эмоциональность, не акцентирование на значимых деталях, и не совсем блестяще сыгранные роли, тем не менее, фильм вышел очень патриотичным, зрелищным и интересным, я бы даже сказала захватывающим! Очень качественно и впечатляюще отсняты кадры русской природы. Всё величие нашей Родины: красивейшие озера, бескрайние леса и непроходимые топи – придает фильму необходимую атмосферу! Безусловно, «новые Зори» уступают старым, но повторная экранизация получилась на хорошую 4-ку! Мне не стыдно за этот «ремейк» Давлетьярова, я буду советовать его всем своим знакомым и друзьям, а в первую очередь Вам, дорогие читатели! Точно могу сказать, новая картина стоит того, чтобы ее посмотрели, хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение об этой экранизации.  Вышедший к великому празднику 70-летия Победы фильм понравится и современной молодежи, ведь многие из них просто не смотрели предыдущих версий, и им будет не с чем сравнивать! Спасибо за этот порыв пробудить патриотические чувства у нашего нового поколения и не только у них, ведь так важно помнить, что «Никто не забыт, ничто не забыто!».  


С наступающим юбилеем  Великой Победы!



Евгения Фалькович


 

Рекомендуем

Лучший художник Англии и его нимфы
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Похвальное слово Ничему", "Чистильщики"
Аркадий Райкин. Король эстрады
Самая дорогая история в письмах
Советская мода: как это было?
В поисках вдохновения. Дмитрий Мамин-Сибиряк
XI фестиваль VIVACELLO
Путь к славе по-Челентановски
Самое важное, что нужно знать о Milan Fashion Week
В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)