Партнеры Живи добром

Нечто по-нашему («Кольская сверхглубокая», реж. Арсений Сюхин)


Совесть и научное любопытство разрывают на части эпидемиолога Анну. Неудачный эксперимент над страдающим от опасного недуга коллегой ей еще долго будет мерещиться средь бела дня. Этот же эксперимент привлечет внимание военных к самоуверенной ученой, готовой на все ради тщеславия от науки. Анну прельстят регалиями и отправят на задание в Мурманскую область, где расположена Кольская сверхглубокая скважина, пробуренная по направлению к земному ядру более чем на двенадцать километров – на 1984 год самая протяженная в мире. Ученые записали необычные звуки на дьявольской глубине, а дальше станцию настигла череда странных происшествий. Настолько странных, что шахту решили запечатать. У Анны есть несколько часов, чтобы узнать, что произошло, и успеть вернуться на поверхность.

В основе хоррора «Кольская сверхглубокая» режиссера Арсения Сюхина – реальные события, обросшие множеством городских легенд. Скважина действительно существовала, ее закрыли в 1994 году. «Кольская сверхглубокая» – фантазия на тему, что можно услышать на уровне двенадцати километров под землей.


  «Кольская сверхглубокая». Источник: «Вольга»


Кино сделано не без шероховатостей. Персонажей бросает из стороны в сторону: вот сейчас этот парень хороший, но скоро из адекватного человека он превратится в импульсивного убийцу. Другой мужчина застрял на границе между харрасментом и навязчивыми ухаживаниями, упрямой солдатской тягой к приключениям ради товарищей и детским страхом перед мучительной смертью. Романтическая линия, кажется, прописана только для того, чтобы обыграть акцент исполнительницы главной роли – сербской актрисы Милены Радулович.

На станции герои фильма ведут себя как беспечный экипаж «Завета», вступивший на незнакомую планету: скафандры в сторону и дышим полной грудью на незнакомой местности. В год, когда Covid-19 внес существенные изменения в восприятие себя и обострил внимание к гигиене, эпидемиолог, шастающий без маски и находящийся в непонятных отношениях с перчатками, не может укрыться от зрительского негодования.

Однако несуразности жанра простили Ридли Скотту, простятся они и Сюхину. Неидеальный и все же очень любопытный продукт российского кинопроизводства ругать не хочется. Запись звуков, сделанная советскими учеными, уже не в первый раз послужила вдохновением для деятелей киноиндустрии. В 2009-м Энтони Уоллер снял фильм «Ужас на глубине 9 милль» – размышление о муках совести заядлого бабника, доведшего жену до греха, вероятно, к тому же и женоненавистника, в каждой блондинке видящего вековечное зло. Создатели «Кольской сверхглубокой» придумали более тонкую интерпретацию байки о звуках из преисподней и ознакомились со спецификой паразитарных инфекций.


  «Кольская сверхглубокая». Источник: «Вольга»


Начало фильма очень похоже на другой отечественный хоррор, события которого также развиваются в 1980-х гг., – «Спутник» Егора Абраменко. И в той, и в другой ленте главные героини идут на риск, веря в свою гипотезу. Обеих риск приводит к работе на военных. Оба фильма – вариация «Чужого» на советской земле и ужаса перед биологическим оружием. Но проекты по-разному представляют главного «монстра» и военных.

Абраменко создает инопланетянина явно с оглядкой на творения Гигера и мир насекомых. Военный (Федор Бондарчук) в его фильме не следует приказу сверху и никак не может наиграться с космической тварью. Военный (Николай Ковбас) Сюхина проходит через (пусть и сумбурную) трансформацию, что-то человеческое в нем все же проглядывает. «Кольская сверхглубокая» тоже отдает дань уважения эстетике Чужого, а также всматривается в месиво «Нечто» Джона Карпентера – и настолько увлекается разглядыванием биологического материала, что иногда отсылки уводят не в ту степь, подводя на опасно близкое расстояние к третьему сезону «Очень странных дел».

Большая часть событий в фильме Сюхина происходит под землей. У картины относительно скромный бюджет, что заметно на построении подземных коридоров, по которым бегает Анна с товарищами по несчастью. Тем удивительнее, что «Кольская сверхглубокая» нагоняет атмосферу замкнутого удушающего пространства и порой оборачивается головокружительным переживанием для страдающего клаустрофобией.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Михаил Жванецкий. Так шутят в Одессе
Секреты успеха основателя компании Calvin Klein
Наш старый добрый «Союзмультфильм»
Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»
Основоположник романтизма Франсуа Рене Шатобриан
Бедный непонятый Василий Кандинский
Эффект CNN. Узнайте первыми
Ван Дейк - «Красота индивидуальности»
Мир Dior
Киану Ривз: над пропастью в жизни