Партнеры Живи добром

Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»


Когда видишь актера на сцене или же в кино, перед тобой возникает не сам актер, а образ его героя. Достаточно одной «звездной» роли, чтобы образ героя слился с актером. Именно это и произошло с Александром Збруевым, который однажды примерил на себя образ Григория Ганжи и до сих пор с ним не расстался. Если проследить за тем, как складывалась судьба российского актера, то можно убедиться в том, что его герой – Ганжа – и он сам очень похожи, в особенности схожи их характеры. Так что давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как складывалась жизнь одного из самых обаятельных актеров страны.   

 

Александр Збруев


Александр Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве. Судьба его родителей сложилась не лучшим образом: отец - Виктор Збруев - работал заместителем наркома связи СССР, и до рождения сына он был расстрелян как «враг народа», мать Саши – Татьяна Александровна - была приговорена к 5 годам в лагерях, но, благодаря беременности маленьким Сашей, это наказание заменили ссылкой в Рыбинск. Там семья прожила до 1943 года. 


«Как это ни странно, я очень хорошо помню, как мы жили в Рыбинске в совершенно нечеловеческих условиях – в крохотной комнатке, которая топилась “буржуйкой”»


Через два года после возвращения семьи в Москву, Саша пошел в первый класс. Школу, честно говоря, он недолюбливал. Скорее всего, это было связано с тем, что его открыто презирали, так как считали сыном «врага народа». В пятом классе Сашу откровенно унизили: сначала его приняли в пионеры, надели красный галстук – всё как положено, однако через несколько дней  вспомнили о его отце и с той же торжественностью сняли этот атрибут пионера. 


«Школу я не любил. Меня тянуло к людям более свободным и угнетала замкнутость школьного пространства, заорганизованность и требования дисциплины...»


Александр Збруев


В общем, жизнь в школе у Александра не сложилась. Он дважды оставался на второй год, не любил учиться, часто прогуливал уроки. Единственным его интересом был спорт – тот же футбол. Некоторое время Саша занимался боксом, гимнастикой. 


«Я сбегал с уроков, чтобы погонять в футбол. Игры эти обычно заканчивались дракой...»


Александр Збруев, по моему мнению, в юности был явным «хулиганом в законе». Уже в четвертом классе Саша был знаком со вкусом водки. Примерно в те же годы он приобщился к курению. В общем, был далеко не лучшим примером для подражания. В восьмом классе он вообще собирался бросить школу и пойти учиться в ремесленное училище. О карьере актера он даже и не думал. Но несмотря на «шпанскую жизнь», Александр Збруев жил в явной театральной среде. Семья жила на Арбате и вокруг были одни театры, поэтому Збруев часто посещал МХАТ, Театр Вахтангова и Малый театр. Его мать была актрисой, и его старший брат пошел по стопам матери. Поэтому в их доме часто бывали актеры.


«Они устраивали застолье, о чем-то спорили, горячо обсуждали театральные новости. Видимо, я впитал эту атмосферу и, когда пришло время, выбрал театр»


Жена Евгения Вахтангова, будучи знакомой с матерью Збруева, в домашних условиях приняла у него экзамен и была впечатлена талантом юноши. Впоследствии Александр Збруев в сопровождении уличной гвардии пошел сдавать вступительные экзамены в театральное училище имени Щукина. Збруев поразил всех своим талантом и поступил с первого захода. В студенческих спектаклях Збруев в основном играл толстых, хромых, старых и лысых персонажей.


Александр Збруев


Училище Александр Збруев закончил в 1961 году и  сразу же начал работать в Театре имени Ленинского комсомола в труппе Анатолия Эфроса. В годы совместной работы с Эфросом Александр Збруев сыграл много хороших ролей, но самая успешная  – это роль Марата Евстигнеева в спектакле «Мой бедный Марат». 


Збруев не ограничивал поле своей деятельности одним театром: он также снимался в кино. Первая его роль в кино – молодой парень Димка в фильме «Мой младший брат» (1962 г). Картина принесла Александру Збруеву признание зрителей. Одни из самых запоминающихся фильмов, в которых снялся Збруев, - это «Путешествие в апрель» (1962), «Пядь земли» (1964), «Чистые пруды» (1965).


Можно долго перечислять все фильмы с участием Александра Збруева, но самой, наверное, выдающейся картиной стал фильм «Большая перемена» (1972-1973). Именно благодаря роли Ганжи в этом фильме популярность Збруева выросла колоссально.


«Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем – Ганжа».


В 1973 году художественным руководителем Ленкома стал Марк Захаров. Збруев во время сотрудничества с Захаровым замечательно сыграл Хорию Мироновича в пьесе «Хорий», Клавдия в «Гамлете». Также Марк Захаров давал Збруеву роли в кино. Известны такие фильмы, как «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона». В этих работах так же, как и в других картинах и спектаклях, Збруев стремится к простоте, ироничности и непосредственности.


Александр Збруев


Александр Збруев был довольно популярным актером, однако его почему-то недолюбливала власть, в лице которой были как государственные органы, так и руководство творческих союзов. Вероятно, объяснение этому было в сложном и непокорном  характере самого актера.


«Я никогда не был комсомольцем, в партии не состоял, из-за своих взглядов долго был не выездным. Однажды сыграл в картине “Кольцо из Амстердама”. Съемочная группа собралась на показ фильма в Голландию, а меня, исполнителя главной роли не взяли. Так что власть меня недолюбливала самого по себе, а не потому, что я сын “врага народа”»


За 1990-е годы Збруев снялся в десяти фильмах. Особое место занимает картина А. Кончаловского «Ближний друг», в которой Александр Викторович сыграл весьма необычную для его актерского имиджа роль - Сталина. В те же 90-е актер плодотворно работает в театре, примеряя на себя роль Сержа в спектакле «Школа для эмигрантов», Астлея в «Варваре и еретике» и другие не менее значительные роли. 


«Я счастлив, что играю именно в этом театре. Единственное, жалко, что у меня нет сейчас роли, которая бы заполнила меня, выжала душевно»


Александр Збруев и Олег Янковский


Несмотря на то, что Збруев не нашел еще своей «главной» роли, он всегда выражает свою глубокую любовь к родному театру, ведь это то самое место, где он может отдохнуть и найти в себе силы работать дальше.


«Я очень рад, что у меня есть “Ленком”. Это островок самообмана в большом мире иллюзий, абсолютно другой, непохожий на реальный мир. Когда я захожу в театр, будто попадаю на другую планету. Как только за тобой закрылись двери, и ты отделен ими от этого мира суеты и подлости»


В 1995 году Збруев решил попробовать себя в роли ресторатора. Александр Викторович открыл ресторан «ТРАМ», который расшифровывается как «Театральный ресторан актеров Москвы». Кстати, ТРАМ – это первоначальное название «Ленкома», которое переводилось как «Театр рабочей молодежи».


«Я люблю ТРАМ за то, что там практически не бывает посторонних людей, и очень рад, что наш ресторан полюбился многим известным людям. И я с удовольствием туда спускаюсь. ТРАМ – театральный ресторан, и присутствие там актеров – часть ауры. Сюда приходят артисты и зрители до и после спектаклей, здесь можно хорошо посидеть, поговорить, да и что там говорить – вкусно поесть»


Александр Збруев


Но несмотря на все перечисленные плюсы, ресторан закрыли. Збруев пробовал себя также в роли преподавателя: с 2000 года в течение четырех лет он преподавал курс в ГИТИСе.  Но, видимо, и эта роль к нему не прижилась, и он отказался от преподавательской деятельности.


 «Ушел. Потому что это очень ответственное дело и надо заниматься им вплотную, а так не получается. А просто сделать вид, что я веду курс... Зачем мне это нужно?»


Александр Викторович удивляет своей непосредственностью и простотой. Этот человек всегда идет с улыбкой по жизни - ему не страшны никакие неприятности.  Наверное, поэтому он в свои семьдесят «с хвостиком» пребывает в хорошей физической и профессиональной форме. 


 «Дело, наверное, в состоянии души. Можно быть стариком в 30 лет и не быть им в 70. Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа в “Большой перемене”. Очень помогает жить юмор. Если не найдешь в себе сил улыбнуться, когда со всех сторон сыплются неприятности, то можно просто свихнуться».



Дина Борисова



 

Рекомендуем

"Playboy": игры не для мальчиков
Выставка «Божественная Майя» открылась в Петербурге
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
Фильм недели. «Иррациональный человек»
Осип Мандельштам: «Столетья окружают меня огнем»
"Джульетта" реж. Педро Альмодовар
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер
Израиль: страна вне времени
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»