Партнеры Живи добром

Нурдаль Григ. Всю мою юность и силу требуй на подвиг, страна.



О Нурдале Григе (1902-1943), норвежском поэте, писателе, публицисте, можно спорить и сегодня. Его жизнь и творчество, патриотическая лирика и приверженность коммунистическим взглядам до сих пор неоднозначно воспринимаются на его родине, но героический идеализм его не может не вызывать восхищения.


Нурдаль Григ


Нурдаль Григ родился в Бергене, портовом городе, со своим собственным языком и культурой, вместившие в себя язык и культуру многих стран мира. Писать начал еще подростком, а уже в 18 лет Нурдаль поступает юнгой на корабль и совершает путешествие в Африку и Австралию с целью «увидеть больше, познать глубже». То, что видит и познает во время путешествия юноша, выливается в его первый сборник стихов «Вокруг Мыса Доброй Надежды» (1922). Молодой человек в восторге от нового опыта и кажется, нашел то, что искало его сердце:


«Пробиться сквозь тину будней, соленого ветра глотнуть.

И снова не зная сомнений, бесстрашно в грядущее плыть.

Легко или трудно – неважно! Лишь это и значит жить».


Нурдаль восхищается морем, окружающим пейзажем и не только наблюдает жизнь моряков, но впитывает ее в себя; глубоко переживает все стороны тяжелой участи простых людей.

Получив первую стипендию за изданный сборник стихов, Нурдаль со своим другом отправляется в путешествие из Германии в Рим, пешком, наблюдая и описывая в своих газетных репортажах природу и жизнь простых людей Европы.


В 1924 году он выпускает второй сборник стихов «Корабль идет дальше», который был встречен публикой очень неоднозначно и возмутил даже моряков своим жестоким реализмом. Тяжелый труд, грубость речи, пьянство и портовые развлечения, проститутки, болезни, убийства наполняют жизнь простых матросов. Все эти черты показывают гибель иллюзий и мечтаний рабочего человека, его бессилие перед «кораблем» капиталистического общества, который перемалывает человеческие судьбы и идет дальше. Поэт не принимает осуждение своей работы и пытается доказать, что его стихи это попытка не оскорбить, а улучшить жизнь простого моряка, показать одиночество человека в капиталистическом мире.


В 20-е годы Нурдаль много путешествует по Европе, выпускает новый сборник стихов, воспевающий родную Норвегию, сборник романтической лирики «Любовь молодого человека», который в прочем был не высоко оценен читателями.


Нурдаль Григ


В 1927 году Нурдаль Григ едет работать корреспондентом в Китае, где в это время начинается гражданская война между силами Китайской республики и коммунистами. Здесь он знакомится с советником при китайском правительстве большевиком М. М. Бородиным, который оказывает на молодого человека и его творчество большое влияние. Поэт мечтает написать пьесу о Христе, но Бородин предлагает изменить название на «Варавва» и писать не о христианском смирении и терпении, а о противоборстве поработителям и призвать народ на борьбу. Наверное, именно это влияние старого русского большевика утвердило Нурдаля Грига в выборе жизненного пути – сделать мир красивее, очистить его от всего, что мешает ему быть прекрасным, дать свободу простому народу, освободить его от угнетения буржуазии.


В 1932-34 годах Нурдаль Григ живет в СССР.  Поверхностный взгляд на страну победившего пролетариата поражает его своими перспективами. В эти годы он пишет своему брату Харальду Григу «Мне здесь чудесно. Я встречаю много замечательных людей и знакомлюсь со сказочно-прекрасным театром». При этом его не смущает, что «замечательные люди», у которых он бывает в гостях, не говорят ни на каких языках кроме русского, но это, по словам Нурдаля, «не мешает им вести серьезные литературные дискуссии».


Именно в СССР Григ, находит то, что искал – кажущееся единение человека и искусства, жажду культуры, страну, где «цельные и простые люди», а не западные «морально расщепленные» строят великую утопию. На одном из спектаклей, где присутствует Григ, сибирские рабочие подарили актерам рельс, сделанный на их заводе, со словами «Мы будем делать рельсы, а вы по этим рельсам приезжайте к нам». И так везде поэт встречает кипящую жизнь, созидание, строительство. Побывав в Мурманские, он видит среди суровой северной природы, на краю Ледовитого океана два строящихся здания – электростанцию и театр – «так строится новый мир», - пишет он в статье «Жизнь и театр». - «Театр здесь служит завтрашнему дню, который забрезжит после того, как потухнут огни рампы».

Жизнь в СССР сильно изменила Грига, окончательно утвердила его в правильности своих взглядов, вселила уверенность в необходимости освобождения угнетенных всего мира и борьбы за эту свободу. Его жена Гред Григ пишет о муже после его возвращения «от меланхоличного поэта, страдающего сплином, не осталось и следа. На родину вернулся здоровый, пополневший Григ».

Возвратясь в Норвегию, Григ пишет пьесу «Наша честь, наше могущество» (1935), в которой изобличает норвежских судовладельцев, наживающихся на военных компаниях и желающих решить экономические проблемы Норвегии за счет новой войны. После долгих репетиций, дирекция театра пытается запретить спектакль, говоря, что в театре преобладает буржуазная публика, которой неприятно, что их взгляды искажаются и высмеиваются. Пресса и судовладельцы также протестуют  против пьесы, но, в конце концов, премьера все-таки состоялась под одобрительные крики и аплодисменты простых матросов. Гораздо позже, уже после смерти поэта, когда его жена в 1951 году пыталась поставить эту пьесу в театрах Бергена и Осло, дирекция снова говорила о ее нежелательной ярко выраженной политической направленности.


В 30-е годы мир был охвачен угрозой нарождающегося фашизма. На вырученные от постановки пьесы «Наша честь, наше могущество» деньги Григ начинает издавать журнал «Вейен Фрем» («Путь вперед»), призванный указать свободному миру на разрастающуюся угрозу фашизма, который, в представлении Нурдаля принимает капитализм – «или фашистское уничтожение всей культуры, или освобождение всех сил в бесклассовом обществе». На страницах журнала Григ призывает все народы на «борьбу против войны и того общественного строя, который ведет к фашизму и войне». Журнал пронизан отрицанием пацифизма и пассивности, призывами к активным действиям, осуждает малодушие представителей норвежской культуры, которые якобы давно отказались от борьбы, но «фашистские бомбы разорвут их на части. И тогда они блаженно успокоятся, каждый под своей орхидеей».  

«Жизни чужда война,

Мир – созидание.

Встанем за мир, за жизнь.

Рухнут страдания» 

-пишет Григ в своих призывах.

Кажется, что своими публицистическими и поэтическими работами в журнале Нураль пытается реабилитироваться перед трудовыми классами Норвегии за свой «Корабль идет вперед», но из-за отсутствия денег журнал вскоре приходится закрыть.


В эти же годы Григ клеймит норвежское правительство за политику невмешательства в дела испанской революции, которую официальные норвежские власти не поддерживали. Нурдаль призывает норвежцев откликнуться на гражданскую войну в и помочь испанскому пролетариату в его борьбе с поработителями свободы. « Если ты провел хоть один день, не борясь за мир, ты предал все, что любишь», пишет Григ. Его опять тянет туда, где «свобода истекает кровью» и в 1937 году Григ едет в Мадрид на встречу с писателями-антифашистами. В Барселоне и Мадриде он попадает под бомбежки, проводит несколько дней в окопах ополченцев, общается с простыми людьми, переживающими ужасы войны. Его впечатления от этих события отразятся потом в пьесе «Поражение» о Парижской коммуне.


Нурдаль Григ


Наконец, в 1938 году Григ издает роман «Мир должен быть еще молодым», в котором в полной мере раскрываются его убеждения – за свободу нужно бороться с оружием в руках, нещадно уничтожая своих противников и не считаясь с репрессиями  и количеством жертв. «Суть гуманизма буржуазного общества можно сформулировать так: ничто не может быть дороже человеческой жизни. Но ему совершенно чужда формулировка: ничто не может быть дороже десятков тысяч человеческих жизней. Мы должны посвятить себя этому гуманизму. Он яснее, глубже и человечнее» пишет Григ в журнале Арбейдерен в 1937 году. Эта же мысль высказывается в романе главной героиней Кирой, русской коммунисткой: «Гуманист – это человек, испытывающий отвращение к несправедливости, но не борющийся за справедливость». Эта позиция представлена в романе в противовес второму герою, другу Киры, интеллигенту-европейцу, который сомневается в том, что справедливость, завоеванная насилием, возможна.


В годы войны, после захвата Норвегии фашистскими войсками в 40-м году, Григ вступает в ряды регулярной армии и сопровождает вывоз норвежских золотых запасов в Англию, где и остается, уверенный, что именно здесь он будет наиболее полезен своей стране в борьбе с фашизмом.  В Шотландии Григ оканчивает курсы офицеров и вступает в ряды небольшой норвежской армии, состоящей из матросов и китобоев, которые сопровождают суда с военными грузами. В это же время, Григ работает на радио, где ведет патриотические передачи для Норвегии, участвует в полетах в Норвегию с оружием для норвежских патриотов.  Но среди части своих соотечественников Григ встречает чувство недоверия, вызванное его коммунистическими взглядами и поддержкой политики СССР.  


Нурдаль Григ всегда мечтал участвовать в бомбежке Берлина, для него это имело символическое значение, и, наконец в 1943 году он получает разрешение на полет в составе английских ВВС. Самолет был сбит над Берлином. Все находившиеся в самолете погибли, тело Грига удалось опознать, только по медальону с его именем.


Нурдаля Грига всегда мучило чувство, что он живет, не подвергаясь той же опасности что и другие. Это чувство влекло его в гущу событий, в самые горячие точки борьбы за мир и свободу. Сила его убеждений, его самопожертвование, патриотизм и истинная любовь к родной стране всегда будут привлекать поклонников к его литературному творчеству.



Анна Иванова




 

Рекомендуем

Наталья Кустинская - «Советская Брижит Бордо»
Постскриптум («Аббатство Даунтон» реж. Майкл Энглер)
Интересные факты о Раймонде Паулсе
Израиль: страна вне времени
Кила на острове Кижи
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Жорж Шарль Дантес: «Пушкин даровал ему бессмертие»
Закрытие сезона БСО им. П. И. Чайковского
Роль оперного искусства в современном обществе
Open Air Фестиваль «Подмосковные вечера» открыл 6-й сезон