Партнеры Живи добром

3 секунды, которые потрясли мир ("Движение вверх" реж. Антон Мегердичев)


"Движение вверх"


История советского спорта насчитывает немало громких побед, выстраданных медалей, кубков и наград, путь к которым представлял собой долгие годы тренировок, нечеловеческих усилий, страданий и постоянной борьбы с собой и с соперниками. Отечественные спортсмены, как никто другой, показывали феноменальные успехи практически во всех видах спорта, побеждали непобедимых и становились на верхнюю ступень пьедестала тысячи раз.

Одним из таких поистине эпохальных событий, доказавших, что советские спортсмены – лучшие и сильнейшие, стала победа нашей баскетбольной сборной на летней Олимпиаде-72 в Мюнхене. Последние секунды матча, перевернувшие всю историю мирового спорта, вошли в историю, как «3 секунды, которые потрясли мир». Эта героическая победа не только украсила отечественных баскетболистов золотыми лаврами, но и положила начало новому этапу в Холодной войне (то же произошло в далеком 1961 году, когда Юрий Гагарин первым в истории вышел в открытый космос и опередил американских астронавтов в «космической гонке»).

Взяв за основу этот исторический матч, создатели фильма «Движение вверх» выполнили невозможное. Вместо стандартной ура-патриотической драмы они сделали по-настоящему живое, напряженное и очень жизненное кино, повествующее о силе духа, о вере в успех, о безграничном стремлении к победе, но более всего, о самих баскетболистах, проявивших себя не только как умелые спортсмены, но и как личности, верные себе, команде и тренеру.

«Движение вверх» – это, в первую очередь, история о знаменитой советской сборной и о великом баскетбольном тренере Владимире Гаранжине (Владимир Машков), отдавшем всего себя своим «детям»-спортсменам. Говоря о «Движении вверх», невольно напрашиваются сравнения с «Легендой №17», в которой роль великого хоккеиста Валерия Харламова исполнил Данила Козловский. Несомненно, оба фильма можно поставить в один ряд из-за некоторых идейных сходств, но ключевое отличие «Движения» – это акцент, смещенный именно на коллективную, командую составляющую истории. Здесь каждый член золотоносной команды представлен как национальный герой, как человек со сложной жизненной историей, без которого о победе невозможно было бы и думать. Особенно ярко, конечно, выделены Александр Белов (Иван Колесников), чей решительный бросок определил судьбу всей команды, и тренер, Владимир Гаранжин.

Визуальная составляющая «Движения вверх» заслуживает стоящих оваций. По-голливудски совершенная операторская работа не позволяет зрителю оторвать взгляд от экрана. Самые современные «летающие» камеры и камеры замедленной съемки смогли передать зрелищность этого вида спорта в тысячекратном объеме. При просмотре кажется, будто сидишь на трибуне, в 1972-ом, и ощущаешь тот горячий воздух, ту накаленную до предела атмосферу и чувствуешь то же, что чувствовали болельщики в тот исторический день.

Можно с уверенностью сказать, что так спортивные соревнования в отечественном кино еще не показывал никто. Непередаваемое, по-настоящему электрическое напряжение не дает дышать, а после тех самых 3-х секунд хочется кричать во все горло «Ура!», плакать от радости и петь советский гимн. Без сомнения, даже у человека, далекого от патриотических убеждений, не сможет не появиться распирающее изнутри, самое искреннее чувство гордости за наших национальных героев, за наш спорт.

Этот фильм точно можно назвать одним из лучших в этом, богатом на шедевры, году. «Движение вверх» еще раз доказывает, что отечественный кинематограф движется в правильном направлении. Так, даже массовое российское кино может быть очень личным, глубоким и душераздирающим. Конечно, в фильме присутствует пара-тройка клише, к которым можно придраться, но это было бы непростительным преступлением.

«Движение вверх» – это яркий пример того объединяющего начала, которое сближает всех нас и не дает почувствовать себя одинокими и брошенными. Это гимн Человеку, для которого нет недостижимых целей, для которого командное стоит выше личного, для которого нет понятий «не могу» и «не хочу». Только такие фильмы могут по-настоящему пробудить в людях патриотический дух и заставить их поверить не только в себя, но и в свою страну.


"Движение вверх"

Иван Дмитриев



 

Рекомендуем

Выставка Валерия Полуновского «Картинки для театра»
Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор
Кино. A very Murray New Year или Топ-5 фильмов с Биллом Мюрреем
Уникальная выставка «Искусство кижских мастеров»
Linda Farrow – эпоха экспрессии
Теодорос Ангелопулос. Трилогия Границ
Арсений Тарковский. Запоздалый дебют
Milan Fashion Week. Детали
Королевская Академия художеств. Путь к национальному самоопределению
Дело всей жизни Михаила Гнесина