Партнеры Живи добром

Двое во мраке («Маяк» реж. Роберт Эггерс)

И напоследок Альбатрос
К нам прилетел из тьмы 
Кольридж

"Маяк. Источник: Universal Pictures.


Бывалые моряки рассказывают много историй. От одних можно услышать о большом белом ките, которого видели когда-то давным-давно в южных морях. Другие без умолку твердят о гигантском осьминоге с бесконечным множеством щупалец, который в одиночку мог потопить корабль со всем экипажем, а то и одолеть целую флотилию. Но среди старожилов есть те, кто вспоминает об отдаленном острове в океане, где не было ничего кроме ветхого маяка, который давно нуждался в починке, да ещё двух смотрителей, юноши и старика. Им было поручено за этим маяком следить, зажигать его каждую ночь, чтобы корабли не сбивались с курса, да вот только когда за ними приплыли, на острове никого не нашли. Оба куда-то исчезли, и одному морскому богу или дьяволу известно, что там у них на самом деле случилось.

«Подумаешь – чистый вымысел» - скажут многие. Но ирония в том, что такой случай действительно имел место в Уэльсе в 1801 году. Как сообщает хроника, тогда два смотрителя маяка Смоллси (что занятно, обоих звали Томас) оказались запертыми на острове из-за сильного шторма. Один из них погиб в результате несчастного случая, а другой после этого сошёл с ума. Этот реальный сюжет с некоторыми изменениями и лёг в основу нового фильма Роберта Эггерса – его следующей режиссёрской работы после прославленной дебютной «Ведьмы», во многом пошатнувшей каноны хоррора.

«Маяк» к этому жанру тоже может быть отнесен только условно. На материале старых морских легенд и преданий (при написании диалогов использовались, например, дневники Германа Мелвилла) Эггерс создает не просто фильм ужасов, а жуткую и странную притчу о двойственности человеческой природы, взаимоотношениях бога и человека, неразличимости добра и зла. О распаде личности вдали от цивилизованного мира и о том, что может произойти с людьми, предоставленными самим себе посреди бушующей стихии. И это сам Эггерс сравнивает свой новый фильм с картинкой из старой книжки, действие в которой происходит «давным-давно». Да и разговаривают его герои на устаревшем морском диалекте, используя просторечные выражения и жаргонизмы наравне с высокопарными литературными фразами.

 "Маяк". Источник: Universal Pictures.

 
На создание у зрителя подобного ощущения «старины» сознательно работает весь формальный строй картины. Квадратные рамки черно-белого кадра вызывают в памяти образцы немецкого киноэкспрессионизма 1920-х, а манера актёрской игры, сочетающая психологизм с гротескной мимикой и жестикуляцией сразу же ассоциируется с немым кино. Эггерс возвращает экранному жесту утраченное за сто лет значение, и в качестве источников вдохновения называет картины художников-символистов Бёклина и Дельвиля. Почти каждое действие персонажей у него превращается в ритуал. И при просмотре кажется, что перед нами – немое кино со звуком, настолько большое значение здесь уделяется изобразительному ряду и атмосферному звуковому ландшафту. Например, главный, почти постоянный фоновый шум, который используется для создания настроения – жутковатый, ритмично повторяющийся вой береговой сирены.

На съемках создатели фильма проявили невероятную изобретательность во всех мелочах (звукорежиссёр Дэмиен Волп для достижения необходимых вибраций записывал шумы моря и ветра, поместив микрофоны в раковины моллюсков!). А для достижения эффекта полного погружения оператор Джарин Блашке снимал фильм на сырую 35-мм кинопленку и скрещивал старинные объективы с новейшими камерами. Огромное внимание уделялось и аутентичному правдоподобию всех вещей и предметов, попадающих в кадр. Этот визуальный и формальный эстетизм диктует и всё остальное: логику мизансцен, работу с глубиной пространства и набор самых примитивных и условных режиссёрских приёмов вроде передачи внутреннего состояния героев чисто изобразительными средствами – через погоду и окружающий их пейзаж. Но Эггерсу удаётся подать эти приёмы так, будто он сам изобрел их только что и использует впервые.

При этом удивительным образом «Маяк» можно воспринимать двояко. В нём одновременно можно увидеть как изысканную стилизацию, где всё всерьез, так и едкую пародию – настолько преувеличено всё происходящее на экране, и настолько сильно ощущаешь авторскую иронию (прямо как в «маме!» Даррена Арронофски). Обе точки зрения в фильме находят себе подтверждение. Эта двойственность и кажется ключевым качеством картины, где реальность перемешана с вымыслом, а литературные отсылки к классикам жанра Лавкрафту и Мелвиллу уместно соседствуют с морскими суевериями, образами из античной мифологии и христианской символикой. И всё это так органично вшито в ткань повествования, что не видно швов.

"Маяк". Источник: Universal Pictures.

 
Нечего скрывать: главные герои в блистательном исполнении Уиллема Дефо (Томас Уэйк) и Роберта Паттинсона (Ифраим Уинслоу) с самой первой сцены начнут погружаться в бездну безумия. И это ещё большой вопрос, кто кого здесь на самом деле сводит с ума: герои друг друга или фильм – своего зрителя. А может, во всём виноват пресловутый маяк – единственная вертикаль в унылом горизонтальном пейзаже, единственный источник света в этом царстве черно-белой тьмы? В любом случае, на каждый из этих вопросов можно дать положительный ответ. Также как и оспорить любую концепцию, построенную вокруг значения фильма. Потому что содержательно «Маяк» представляет собой некое невнятное месиво из отсылок и метафор, из которого Эггерс предлагает своему зрителю самому собрать определенную смысловую концепцию. И многое здесь останется скрыто даже от самого пристального взгляда. Например, значение ослепительного мистического света, который мы увидим вместе с одним из героев только в самом конце. А до этого на протяжении всей истории будем замечать только контуры и силуэты, ловить лишь тени и отблески.

"Маяк". Источник: Universal Pictures.

Быть может, вообще всё, что мы видим, нам только кажется? И кто сможет сказать наверняка, как давно мы здесь, на этой скале? Здесь время – условность, в которой вязнешь, как в липком кошмаре. Всё, что нас окружает, запросто может расплавиться в горячечном бреду отуманенного сознания и принять новые, неведомые воображению формы. Только иррациональный ужас, который невозможно объяснить – вот то единственное, что может тогда привести в чувство.

«Посреди океана нет ничего страшнее дурных предчувствий и неизвестности», как говорят моряки.

«Да упокоятся в его глубине наши грешные души».


«Маяк» – в кинотеатрах с 16 января.


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Сто лет одиночества гения
Да будет секс («Безумное кино для взрослых», реж. Раду Жуде)
XXIII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети»
Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М. Загурского
Искусство щедрости
Индивидуальный в своем роде спектакль "Люфт". Премьера
Из Италии с искусством: 4 апреля стартует фестиваль N.I.C.E.
Дмитрий Булатов «Art&Science: искусство на грани науки»
Георгий Вайнер. Умножающий печаль
Кровь и слезы ("Аритмия" реж. Борис Хлебников)